Путь из Владивостока в Москву был триумфальным. На каждой станции – даже в небольших посёлках – их поезд встречали оркестры. Ляпидевский рассказывал:
«Помню, в Хабаровске местные кондитеры принесли к поезду торт «Челюскин во льдах». Весил он тридцать килограммов. Читинцы преподнесли невероятно вкусное сооружение из крема, шоколада, орехов и прочего под названием «В ледовом лагере», размером и весом превышающее творение хабаровчан. Узнав об этом, иркутяне испекли «Аэродром в Ванкареме», но тогда красноярцы соорудили «Карту Севера страны», и уже этот торт не только не поддавался взвешиванию, но его просто было невозможно нести. Пришлось резать прямо на перроне, хотя было очень жаль».
Вкус этих «дорожных тортов» лётчики запомнили на всю жизнь. Казалось бы, какое дело было этим людям до полярной авиации, до челюскинцев, но… Это была настоящая слава. И журналисты не преувеличивали, когда называли спасение зимовщиков триумфом прогресса. Миллионы людей после этого поверили в авиацию, которую прежде считали экзотическим техническим чудом, на которое поглядывали не без опаски.
Ляпидевскому и его товарищам удалось главное: они доказали, что Арктику можно исследовать, там можно жить и работать. Северный морской путь стал реальностью. После этого прорыва исследование Севера вышло на новый уровень. Стало ясно: технический прогресс, а также профессиональный опыт полярников и лётчиков сделали Север ближе к людям, к цивилизации.
Вместе со званием Героя в 1934 году лётчики получили орден Ленина. Золотую звезду учредили только пять лет спустя, и награду за номером один по праву вручили Ляпидевскому.
Надо сказать, что тогдашние мастера пера и кисти освещали челюскинскую эпопею и оперативно, и ярко. Выходили книги, плакаты, интервью, сюжеты кинохроники… Был создан миф. Не лживый, но действенный. Миф, учивший верить в страну, в прогресс, в конечном итоге – верить в себя. Лётчики стали олицетворением мощной державы, которая всегда придёт на помощь своим гражданам. Особенно если речь идёт о «покорении пространства и времени». В этом они, конечно, преувеличивали. Страна ещё не преодолела ни бедность, ни отсталость во многих отраслях. Но авиация, северное мореплавание, геология, полярные исследования были линиями прорыва. По этим направлениям страна развивалась быстро.
На лётчиков, в особенности – на полярных, смотрели в те годы как на небожителей. Миллионы людей, особенно молодых, не сомневались, что в авиацию идут лучшие из лучших. Люди жаждали побольше узнать о героях, которым пытались подражать… Ляпидевский вскоре после подвига рассказывал о себе:
«Вспыльчивым я никогда не был, покладистым меня тоже нельзя назвать. Обидчив ли я? Не особенно. Хотя… смотря кто обижает — это самое главное. Мои склонности: люблю музыку, особенно минорного характера, песни, особенно тихие. Не то чтобы я очень увлекался ими, но люблю. Люблю матросские песни».
***
Слава великолепной семёрки первых героев страны не знала границ. Даже школьники в те дни пели на мотив «Мурки»:
Здравствуй, Ляпидевский! Здравствуй, Леваневский!
Здравствуй, лагерь Шмидта, и прощай.
Капитан Воронин судно проворонил,
А теперь червонцы получай…
В этой припевке – издёвка, едкий юмор. Как ни странно, именно такое, двусмысленное фольклорное признание – самое ценное. Значит, к ним уже относились как к родным, по-свойски. И этих фамилий уже не вычеркнуть из памяти.
Испытание славой, испытание медными трубами – это тоже полоса препятствий, которую не все выдерживают. Героев чествовали и на заводах, и в клубах «работников искусств», и в райкомах, и в правительстве. Для них были открыты и врата Кремля – в те годы недоступного для туристов. От бесконечных тостов голова могла закружиться.
Ляпидевскому вспоминался такой эпизод:
«Приём проходил в Георгиевском зале. Неожиданно подошёл сам Сталин, который держал в руках бутылку грузинского вина. Сейчас уже не помню название. Вручив мне свой бокал, сказал: «Что же вы, лётчики, пьёте по такому торжественному случаю «Нарзан». Надо пить вино». После этих слов Иосиф Виссарионович сделал основательный глоток прямо из горла, а потом обратился ко мне вполголоса со следующими словами: «Запомни, Анатолий, я знаю, что твой отец был поп, и я сам почти поп, недоучившийся, так что можешь ко мне всегда обращаться по любому поводу».
Сталин, продемонстрировавший свою осведомлённость, любил шутки такого рода. Конечно, Ляпидевский воздержался от просьб. А мечта у него была. Он уже стал героем, заслужил всесоюзную славу, но стремился к учёбе.
Лётчик подал рапорт Клименту Ворошилову о поступлении в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Резолюция наркома была такова: «Если товарищ Ляпидевский подготовлен, то принять. Если не подготовлен — подготовить и принять». Подтягивать его не пришлось, первый Герой Советского Союза относился к учёбе вдумчиво.