Человек, который первым подал идею перелёта через Северный полюс
(1902-1937)
Первый идеолог трансарктических перелётов
Краткая биография Сигизмунда Леваневского
«Незаслуженная» награда
В 1934 году произошла одна из самых масштабных катастроф в истории освоения Арктики. Пароход Челюскин, который отрабатывал схему доставки грузов по Северному морскому пути, оказался зажат во льдах в Чукотском море. Руководил этой экспедицией Отто Юльевич Шмидт. После почти пяти месяцев дрейфа, пароход всё-таки был раздавлен льдами и затонул буквально за 2 часа. В результате катастрофы на льду оказались 104 человека. К счастью, они успели вынести с судна доски и кирпичи для строительства бараков. А в стране началась масштабная спасательная операция по доставке «челюскинцев» на «большую землю».
Слева направо: американский летчик Джо Кроссен, летчик полярной авиации Маврикий Слепнев, уполномоченный правительственной комиссии Георгий Ушаков, советский летчик Сигизмунд Леваневский и радист аэродрома города Фербенкс на Аляске в 1934 году
В феврале 1934 года Сигизмунд Леваневский должен был на своём самолёте доставить уполномоченного представителя государственной комиссии по спасению челюскинцев Георгия Ушакова из США в чукотское село Ванкарем, а после этого приступить к эвакуации «челюскинцев». Однако добраться до пункта назначения Леваневский не смог. Сначала из-за низкой облачности им пришлось лететь на очень низкой высоте, рискуя разбиться о прибрежные скалы. Потом, после набора высоты началось обледенение самолета, и он начал падать. Недалеко от Ванкарема Леваневскому удалось посадить воздушное судно на фюзеляж. Сам пилот получил травму головы, но Ушаков и остальные члены экипажа не пострадали. Самостоятельно самолет взлететь уже не мог, поэтому непосредственное участие в перевозке «челюскинцев» на «материк» Леваневский не принимал, хотя технически он оказался первым советским пилотом, который прилетел в зону проведения спасательной операции – остальные в это время находились на аэродромах Чукотки и ждали хорошей погоды.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ А знаете ли вы, что Сигизмунд Леваневский считал, что незаслуженно получил звание Героя Советского Союза, и это в итоге привело к его гибели?
Тем не менее, 20 апреля 1934 года постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР Сигизмунду Леваневскому за участие в операции по спасению «челюскинцев» был вручен орден Ленина и присвоено звание Герой Советского Союза. Таким образом, он стал одним из семи первых людей, которые его удостоились. Кроме Леваневского Героями Советского Союза стали лётчики: Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин.
Участие Сигизмунда Леваневского в спасении «челюскинцев»
Подвиг. Попытка первая
Чтобы реабилитироваться за «неудачное» участие в спасательной операции, Сигизмунд Леваневский решил совершить другой подвиг –осуществить беспосадочный перелёт через Северный полюс. Он поделился своими идеями со Сталиным и получил от него полную поддержку. Вот что он говорил своей жене по этому поводу:
“
«Знаешь, Наташа, у меня нет сбережений в банке, у меня нет ни земель, ни поместий. А я чувствую себя самым богатым человеком на земле. Богаче всех мировых летчиков-асов. Ведь если мне захочется в дальний полет, я верю: мне дадут эту возможность. Если потребуется самая быстроходная машина, – я получу ее. Мне даст ее партия, правительство, товарищ Сталин. Вот и выходит, что я куда богаче всех мировых королей воздуха...»
Первую попытку трансполярного перелета Сигизмунд Леваневский предпринял 3 августа 1935 года. Со вторым пилотом Георгием Байдуковым и штурманом Виктором Левченко они вылетели на самолёте АНТ-25, конструкции Туполева, по маршруту Москва – Северный полюс – Сан-Франциско. Однако над Баренцевым морем экипаж заметил неисправность маслопровода. Из двигателя по крылу самолёта потекло масло и начало затекать в кабину пилота. После доклада о ситуации на землю экипаж получил приказ на разворот. Леваневскому пришлось вернуться и посадить машину под Новгородом.
Марка с изображением Сигизмунда Леваневского и с надпечаткой в честь планируемого перелёта через Северный полюс
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ А знаете ли вы, что на марке с изображением Леваневского художник по неизвестной причине разместил символы скорби?
Странности на марке с изображением Сигизмунда Леваневского
Подвиг. Попытка вторая и последняя
Леваневский всё равно не оставил надежду совершить трансарктический перелёт. Сталин, который хорошо относился к летчику, разрешил ему самому выбрать воздушное судно для перелета. От машин Туполева пилот отказался и остановил свой выбор на тяжелом четырехмоторном бомбардировщике Виктора Фёдоровича Болховитинова ДБ-А, который получил бортовой номер «Н-209». Для перелёта военную машину пришлось переоборудовать – с неё сняли пулемётные турели, полностью остеклили штурманский колпак и переоборудовали бомбовый отсек под грузовой.
Сам конструктор был против такого выбора, так как считал, что этот самолет не годится для подобных перелётов – это была одна из первых экспериментальных моделей.
Но Леваневский не мог ждать, ведь в 1937 году сразу два экипажа уже совершили перелёты через Северный полюс. Валерий Чкалов в июне долетел из Москвы до Ванкувера, а экипаж Михаила Громова в июле совершил перелёт Москва – Сан Джасинто (Калифорния). Так что 12 августа 1937 года неиспытанный самолёт под номером «Н-209» вылетел из Москвы. На его борту находились: Сигизмунд Леваневский (первый пилот), Николай Кастанаев (второй пилот), Виктор Левченко (штурман), Николай Галковский (радист), Николай Годовиков (бортмеханик), Григорий Побежимов (бортмеханик).
Больше этих людей никто никогда не видел.
Экипаж самолёта «Н-209»
Воздушное судно должно было следовать маршрутом Москва – Архангельск – остров Рудольфа – Северный полюс – Фэрбанкс (США). Из Фэрбанкса самолет после дозаправки должен был перелететь в Нью-Йорк. На следующий день после вылета 13 августа 1937 года в 13.40 самолет достиг Северного полюса. Примерно через час после этого экипаж отправил радиосообщение, которое впоследствии расшифровали следующим образом: «Отказал правый крайний из-за маслосистемы. Идём на трёх, тяжело. Идём в сплошных облаках. Высота 3600. Леваневский».
Телеграмма, отправленная Леваневским
Поиски самолёта Леваневского велись весь следующий год – и советскими, и американскими летчиками, однако результата они не принесли. Некоторые радисты принимали радиограммы за подписью Леваневского еще в течение полутора месяцев после пропажи самолёта. Это позволило предположить, что он не разбился, а смог где-то успешно приземлиться. По одной из версий, Леваневский смог долететь до Аляски, по другой, он изменил маршрут и полетел в Якутию. Но некоторые исследователи склоняются к мнению, что экипаж посадил самолёт на острове Элсмир или около него, который находится в Канадском архипелаге.
Предполагаемые маршруты самолёта Сигизмунда Леваневского
Узнать больше интересных историй о Сигизмунде Леваневском и познакомиться с экспонатами, посвященными этому полярному лётчику, можно в Российском Государственном музее Арктики и Антарктики.
Экспонаты Российского Государственного музея Арктики и Антарктики
Автор:Максим Упиров, эксперт ПОРА
Фотоматериалы предоставлены Российским Государственным музеем Арктики и Антарктики.