В тридцатые годы двадцатого века самыми модными в СССР были, конечно, пилоты, настоящие люди из легенды, живущие рядом с обычными гражданами, и каждый летчик, безусловно, был почти волшебником, ведь только волшебники могли управлять парящей в небе современной техникой.
Романтика неба не уступала романтике суровых северных морей, по которым еще не был проложен путь, делающий далекие страны близкими и доступными. В 30-е годы прошлого века очень многое было первым, а на Севере первым стало практически все.
11 марта 1933 года на воду спущен пароход «Лена», основной задачей экипажа которого стало за одну навигацию пройти сложным арктическим путем от Мурманска до Владивостока. Кроме ледокольной поддержки, пароход накануне похода переименовали в «Челюскин», отдавая должное легендарному исследователю русского Севера
Семёну Челюскину и в надежде на помощь небес.
Результаты плавания были очень важны для набирающей силы молодой республики Советов. 16 июля «Челюскин» покинул Мурманск и устремился в путь по еще неизведанному Северному морскому пути.
23 сентября пароход сковало льдами, а 13 февраля судно затонуло, раздавленное глыбами льда. Экипаж почти в полном составе сумел высадиться на льдину, при этом отгрузив необходимое для зимовки оборудование, 104 полярника нуждались в помощи и были уверены, что будут спасены.
Невозможность эвакуации арктических робинзонов морским путем выдвигала на первый план пилотов полярной авиации, отряд которых только начал создаваться.