Маврикий Трофимович Слепнёв
Советский лётчик, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, один из семёрки первых Героев Советского Союза
(1896-1965)
Маврикий Слепнёв родился 15 июня (27 июня по старому стилю) 1896 года в крестьянской семье. Участник Первой мировой войны, Слепнев окончил Гатчинскую лётную школу в 1917 году.

Слепнёв – один из первых Героев Советского Союза, награжденный высшей степенью отличия за участие в спасении челюскинцев.

С 1935 – командир подразделений дирижаблей. Участник Великой Отечественной войны.
Первые Герои Союза в полярном небе
За время существования Советского Союза героями этой страны стали 12 777 человек, радостное награждение первых состоялось 20 апреля 1934 года.
Первые Герои Советского Союза: Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Анатолий Ляпидевский, Иван Доронин. Фото: РИА Новости
В тридцатые годы двадцатого века самыми модными в СССР были, конечно, пилоты, настоящие люди из легенды, живущие рядом с обычными гражданами, и каждый летчик, безусловно, был почти волшебником, ведь только волшебники могли управлять парящей в небе современной техникой.

Романтика неба не уступала романтике суровых северных морей, по которым еще не был проложен путь, делающий далекие страны близкими и доступными. В 30-е годы прошлого века очень многое было первым, а на Севере первым стало практически все.

11 марта 1933 года на воду спущен пароход «Лена», основной задачей экипажа которого стало за одну навигацию пройти сложным арктическим путем от Мурманска до Владивостока. Кроме ледокольной поддержки, пароход накануне похода переименовали в «Челюскин», отдавая должное легендарному исследователю русского Севера Семёну Челюскину и в надежде на помощь небес.

Результаты плавания были очень важны для набирающей силы молодой республики Советов. 16 июля «Челюскин» покинул Мурманск и устремился в путь по еще неизведанному Северному морскому пути.

23 сентября пароход сковало льдами, а 13 февраля судно затонуло, раздавленное глыбами льда. Экипаж почти в полном составе сумел высадиться на льдину, при этом отгрузив необходимое для зимовки оборудование, 104 полярника нуждались в помощи и были уверены, что будут спасены.

Невозможность эвакуации арктических робинзонов морским путем выдвигала на первый план пилотов полярной авиации, отряд которых только начал создаваться.
Маврикий Слепнев стал пятым Героем Советского Союза
Фото из открытых источников
Самый опытный пилот, он шагнул в небо еще в Первую мировую войну, в 1917 в офицерском звании закончил Гатчинскую летную школу и был назначен командиром авиаотряда. После революции перешел на сторону победившего пролетариата, однако в связи с недостатком аэропланов воевал на земле.

После Гражданской войны Слепнев создавал военно-воздушный флот РСФСР, а в 1925 году перешел на гражданские авиалинии. С 1931 года летал в Арктике пилотом Управления воздушной службы Севморпути.

В феврале 1934 года Сигизмунд Леваневский вместе с пилотом Маврикием Слепнёвым и уполномоченным представителем государственной комиссии по спасению челюскинцев Георгием Ушаковым вылетели в США, чтобы приобрести 2 самолёта модели «Консолидейтед Флистер»: они считались наиболее подготовленными для работы в полярных широтах и на них должны были вывозить со льдины потерпевших крушение.
Слева направо: американский летчик Джо Кроссен, летчик полярной авиации Маврикий Слепнев, уполномоченный правительственной комиссии Георгий Ушаков, советский летчик польского происхождения Сигизмунд Леваневский и радист аэродрома города Фэрбенкс на Аляске в 1934 году
Уже 5 марта «челюскинцы» были обнаружены и 12 из них эвакуированы самолетом АНТ – 4. 3 апреля самолёт пилота Слепнёва вывез пятерых зимовщиков, затем ему было поручено доставить на Большую землю тяжело заболевшего Отто Шмидта.

Следующий рейс состоялся только 7 апреля, после чего было налажено постоянное курсирование самолетов, которые в течение 6 дней сделали 24 рейса, вывезя зимовщиков на Большую землю в чукотский поселок Ванкарем. Через три дня, 16 апреля 1934 года, Верховный совет учредил новое звание – Герой Советского Союза, и уже 20 апреля Советское правительство присвоило его первым семи летчикам.

Героями Советского Союза стали лётчики: Анатолий Ляпидевский, Николай Каманин, Василий Молоков, Сигизмунд Леваневский, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин.

На момент награждения первых Героев специальных знаков отличия в виде медали-золотой звезды не существовало, пилотам вручили грамоту ЦИК СССР и наивысшую награду – Орден Ленина. Медаль «Золотая Звезда» заблестела на груди героев только в 1939 году, но к этому моменту нужно было срочно изготовить 122 экземпляра по количеству награжденных. Однако очередность награждений осталась прежней, и первые семь экземпляров были вручены участникам спасения челюскинцев.
Автор: Сергей Палагин, специально для GoArctic. Первые Герои Союза в полярном небе
Максим Упиров, специально для GoArctic. Легендарный лётчик Леваневский: взлёт и исчезновение. Часть первая