- Александр Константинович, почему Арктика? Твой отец – боевой лётчик, провёл всю войну на европейском театре боевых действий, тысяча боевых вылетов, никогда не имел отношения к полярной авиации, и вдруг – Арктика. Или не вдруг?- Понимаешь, если человек говорит, что профессия его случайна – мало верю в это, а если так и случилось – то какой же он профессионал? У него нет того, чтобы он весь отдался любимому делу, работа для него – каторга, отбывалово. Профессия идёт из детства, как и многие потом увлечения, иногда переходящие в профессию.
Случайности не было, всё было, как бы сказать, виток за витком, складываясь в единый клубок. Война забирала свои жертвы. Артика тоже сурова и непредсказуема, в нашем старом доме в Тушине, где жили многие полярные лётчики и работники «Главсевморпути», на каждом этаже кто-то не вернулся из полёта. Мама, когда папа улетал на север, закрывалась в комнате и плакала. Война закончилась, а там, в Арктике – как на фронте, только там другое сопротивление, непредсказуемость, любая малая оплошность оборачивалась трагедией, да и всё делалось впервые.
Помню, один случай был: позвонили из МАГОНа (Московской авиагруппы особого назначения. – прим. ред.) и попросили, чтобы мы с мамой приехали в Захарково на аэродром. Мама как держала трубку – так и потеряла сознание, хорошо, у нас дома была соседка, тётя Катя, жена Пшенина, бортмеханика. В общем, целая трагедия. Он прибежал к нам тогда тоже, позвонил в МАГОН и выяснил, что надо приехать, так как будут киношники снимать встречу самолёта отца. Вот так жили.
- Встретили, Александр?- Да, оказывается, где-то в посёлок забрели два маленьких медвежонка, что-то случилось с их матерью. Встал вопрос: приручать дикого зверя – опасно, да и для медведей самих плохо это. Бросить – погибнут. Дали радиограмму в Москву, в зоопарк: возьмёте? Там согласились. И два медвежонка прилетели в Москву, а этот сюжет снимали для кинохроники. Это были первые белые медведи в Московском зоопарке. Я когда их увидел – назвал Мишка и Машка. Так они и стали Мишка и Машка.
- Когда небо позвало папу?- Летать – это была мечта отца с юности. Представь себе: середина тридцатых годов ушедшего века. Какой мальчишка не мечтал стать лётчиком, капитаном; это было время больших открытий, подвигов, иногда бездумных, с ужасными человеческими жертвами. Многое было впервые, мальчишки, девчонки созвучны с обществом. Страна мечтала: строили новое государство, был энтузиазм; восстанавливалась, развивалась индустрия. Главное – это что стало доступно и бесплатно получение образования. Страна и особенно молодёжь читала, расширяла свой кругозор...
Знания, учёба позволяли строить планы, мечтать и это завораживало молодёжь, у них была мечта, и не просто мечта, а многое и для многих становилось реальностью. Мечта была на созидание: строить заводы, фабрики, профессию, у каждого времени свои были кумиры, представь, престижной профессией было стать шофёром! И папа зачитывался книгами, рассказами о полярниках, лётчиках. Кто не знал в то время имена
Отто Шмитда,
Папанина,
Чухновского, Мазурука,
Водопьянова?! И у папы была мечта подняться в небо. Он учился летать на планерах. Всё было, и бесплатно, только учись, постигай. Планеры были до Финской войны, где ему тоже пришлось повоевать. А потом уже Великая Отечественная война – начал со штурмана. Хотя к началу войны он уже закончил третий курс медицинского института.
- Как папа попал в полярную авиацию?- Кончилась война, он не подсчитывал, сколько за время войны сделал боевых вылетов. Честно говоря, не было времени, надо было работать. Подсчитали за него, и Золотую Звезду Героя Советского Союза папа получил только в 1946 году.
Война кончилась, работы нет. Разруха по всей стране. Искал работу в аэроклубе (!) в Гомеле, затем пришёл на биржу – лётчиком в гражданскую авиацию. А там в очереди стоят истребители с двумя-тремя звёздами Героев…
- Да, он же летал на ПО-2…- Удобный планер, надёжен во всех отношениях, тихоход. Когда нужно доставить людей, грузы на лесные или полевые площадки, отбомбиться предельно точно… Дважды сбили, над Польшей и над Германией.
- А что, «пошки» и над Германией работали? Я думал, что их к концу войны уже не было… - Ещё как работали! Бомбили, генералов возили, раненых вывозили, медикаменты скидывали, тех же немцев гражданских кормили, сбрасывали продукты… Ещё и после войны они работали. И даже в полярной авиации… И вот пришёл он на биржу труда, лётчиков уйма, все ищут работу, а там система такая – берёшь трубку телефонную, и тебя спрашивают: какой налёт, на чём летал, то есть даже не видят человека…
И вот заходит на биржу Илья Палыч Мазурук (впоследствии мой крёстный), видит папу:
- Чего стоишь, герой, нос повесил?- Да вот, жду…- На чём летал, какой налёт?- На ПО-2, тысяча вылетов.- Пойдёшь ко мне служить? В Арктику?Так папа и попал в полярную авиацию. Был направлен в
Игарку. Там и я родился. Один из первых подарков в моей жизни – мишка.
- Плюшевый?- Нет, настоящий белый медвежонок. Илья Палыч подобрал медвежонка на побережье, он один там бродил, без мамки. И привёз в подарок крестнику.
- Александр Константинович, а сколько отец ещё после войны летал?- Почти до 80-х годов, командиром воздушного судна, менялись машины, он переучивался: ЛИ-2, Ил -12, ИЛ-14, АН-2 – и летал дальше… Заслуженный пилот-инструктор, Почётный полярник.
- А опыт ПО-2 помогал?- Ещё как! Лётчики-истребители в Арктике, в гражданской авиации быстро «сгорали», бились. После сокращения армии в 1956 году их много пришло, и это был пик смертности. Специфика не та…
- А чем в Арктике, в основном, занимались авиаторы?- Слышал такую песню: «только самолётом можно долететь?». По сути, Арктика была белым пятном. Огромные просторы, многое не изучено. Даже карт точных не было. Отец летал на аэрофотосъёмку с геологами, гидрографами, наукой (то, что сегодня делает спутник), возили грузы на СП -
полярные станции, подбирали льдины для новых СП, занимался ледовой разведкой – проводкой судов по Севморпути, возили и продукты в северные посёлки, взрывчатку для геологов, золото с приисков и т.д.
- Были и спецрейсы?- Они были разные. Один из таких – фруктово-витаминный. О людях тогда заботились, особенно о детях. Был под Москвой в Заборье свой пионерский лагерь «Юный полярник», и в Крыму был. В лагеря привозили детей со всего побережья Арктики – бесплатно! Единственное – платили за путёвку, сейчас и смешно сказать, теми деньгами 7 рублей. Так вот, среди зимы как не доставишь в посёлки мандарины, апельсины, яблоки детишкам – особенно к Новому году. Вот и загружали борт цитрусовыми, подарками, даже шампанское возили. И на всём пути следования ждали этот борт, ему давали полный зелёный. Только садились в порту - сразу в кабину затаскивали рукава АПАшек (это печка такая) и гнали тёплый воздух в салон, чтобы не подморозить фрукты. И пилоты на такой рейс назначались опытные, так как приходилось нарушать санитарные нормы, лететь до самой последней точки – доставить груз. А если приходилось ночевать, то всю ночь инженерная служба грела самолёт.
- Как сегодня сказали бы – убыточные мероприятия…- Дети, забота о людях - убыток? В экономическом плане совсем не так, это было совершенно хозрасчётное управление (Главное управление по делам Северного морского пути): свой флот, гидрографический научный флот самый большой в мире был, вели работы во всех точках мирового океана. Фактории (пушнина, рыба), геологическая разведка (полезные ископаемые), ледовая разведка и проводка морских судов – к нам часто обращались и американцы, даже как-то японцы: была сложная ледовая обстановка (льды низко опустились), отец летал, помогал их судам пройти во льдах, и всё это оплачивалось в валюте. Это в гражданском плане, а вот основная работа была в военном плане – наверное, благодаря
холодной войне столько много было в то время сделано на севере. Главное – в научной работе и обустройстве многих портов и полярных станций. Всё было с белого листа, приобретение знаний, опыта.
- А с какими полярными станциями работал отец?- Вернее сказать, обеспечивал их работу. Начиная, по-моему, с СП-4 (Северный полюс-4).