Борис Григорьевич Чухновский
Советский авиатор, один из первых полярных лётчиков
(1898-1975)
Борис Григорьевич родился в Санкт-Петербурге в семье лесовода дворянского происхождения. Когда ему было 4 года, семья переехала в Гатчину, где он и провёл детство. В 1910 году там открылась первая в России воздухоплавательная школа и Чухновский сразу увлёкся авиацией. В 1917 году он окончил школу морских лётчиков в Ораниенбауме и начал службу на флоте – морским летчиком. Чухновский стал одним из первых асов полярной авиации.

Первый полёт в Арктику Чухновский совершил в 1924 году на самолёте Ю-22. Взлёты и посадки на дрейфующие льды – первая в истории ледовая разведка в Арктике. Он направлялся на Новую Землю и возвращался на полярную станцию на материке. Эти полёты Чухновского позволили уточнить транспортные маршруты Северного морского пути и доказали важность авиации для освоения Севера.

Ещё через год Б.Г. Чухновский и один из первых полярных лётчиков СССР О.А. Кальвица на двух самолётах Ю-13 вылетели из Ленинграда на Новую Землю по программе гидрографической Карской экспедиции. Это был один из первых в мире дальних полётов на самолёте (Ленинград – Новая земля), занявший у лётчиков 26 дней. Благодаря ледовой разведке с воздуха, суда этой экспедиции впервые перешли из Баренцева в Карское море через пролив Маточкин Шар.

В 1928 году опыт лётчика пригодился во время спасательной экспедиции, искавшей во льдах группу Нобиле. Самолёт Чухновского базировался на ледоколе «Красин». 10 июля ему удалось достичь лагеря Нобиле и сбросить на льдину необходимые припасы. 11 июля Чухновский обнаружил во льдах двух итальянцев — Мариано и Цаппи.
В январе 1931 года было организовано Управление воздушных линий Северного края. Полярными летчиками Б.Г. Чухновским, М.С. Бабушкиным, Ф. Б. Фарихом, М. В. Водопьяновым начали осуществляться регулярные полеты в отдаленные пункты европейского Заполярья.

Уже в 1933 году Борис Григорьевич предложил идею специализированного самолёта для использования в Арктике. В этом же году были созданы первые в мире авиабазы для обеспечения регулярных арктических полетов на Чукотском полуострове, на мысе Северном острова Шмидта, на мысе Челюскина и на Земле Франца-Иосифа. Авиаторы перешли к систематической разведке и проводке судов во льдах.

Чухновский участвовал в Великой Отечественной войне. После войны продолжил службу в полярной авиации.
В 1997 году Почта России выпустила маркированный конверт с портретом Б.Г. Чухновского, посвященный 100-летию со дня его рождения
В честь Бориса Чухновского названы мыс на северном побережье острова Северо-Восточная Земля архипелага Шпицберген, бухта в Баренцевом море к северо-востоку от залива Русская Гавань на западном побережье северного острова Новой Земли (названа в 1930 году экспедицией Всесоюзного Арктического института на ледокольном пароходе «Г. Седов») и гора в Антарктиде.
ГЕРОИ