21 мая 1937 года, перелетев 20 км за Северный полюс, на лед опустился самолет АНТ-6, пилотируемый
Михаилом Водопьяновым. На дрейфующую льдину была высажена героическая четверка под руководством
Ивана Папанина – радист
Эрнст Кренкель, гидробиолог
Пётр Ширшов и метеоролог –геофизик Евгений Фёдоров. Здесь заранее уже был разбит лагерь с палаткой для жизни и работы, двумя радиостанциями, мастерской, метеорологической будкой, теодолитом для измерения высоты солнца и складами, другими сооружениями. Радиосвязь с Москвой не прерывалась – и о ходе путешествия ежедневно узнавали миллионы людей из сообщений радио и газет.
6 июня 1937 года на льдине прошёл митинг, поднят флаг СССР: одним словом, была торжественно открыта первая в мире научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс – 1». Важность этого события по достоинству оценили позднее. Так началась история советских и российских дрейфующих полярных станций.
Через девять месяцев (274 дня) дрейфа на юг льдина, на которой располагался лагерь «папанинцев», превратилась в обломок шириной не более 30 метров с несколькими трещинами. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая станция за это время проплыла более двух тысяч километров.
Зимовщики ежедневно вели научные наблюдения. Евгений Фёдоров проводил метеорологические исследования, отслеживал частоту магнитных колебаний в высоких широтах, фиксировал полярные сияния. Именно он по положению небесных светил определял точные координаты положения льдины на всём пути дрейфа и фиксировал их.
Четверка зимовщиков была снята ледоколами «Таймыр» и «Мурман» 19 февраля 1938 года в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.
Ивану Папанину, Эрнсту Кренкелю, Пётру Ширшову и Евгению Фёдорову были присвоены учёные степени докторов географических наук и звания Героев Советского Союза. Их чествовала вся страна. Эксперимент удался. С тех пор в нашей стране было организовано еще несколько десятков дрейфующих полярных станций, внёсших важнейший вклад в изучение Арктики.