Владимир Иванович Воронин
Капитан советского ледокольного флота, полярный исследователь, участник многих экспедиций в Арктике
(1890-1952)
Легендарный капитан Владимир Воронин родился 17 октября 1890 года в семье поморов-мореходов в селе Сумский Посад (ныне Республика Карелия). Стал ходить в море с 8 лет судовым мальчиком на рыбном промысле, а с 11 лет – юнгой на парусных судах. Службу матросом начал на пароходе «Савватий».

В 1916 году окончил Архангельское мореходное училище. Плавал штурманом на судах, выполнявших рейсы в Арктическом бассейне. С 1918 года – капитан дальнего плавания. Был участником первых Карских экспедиций.

В 1926 году Воронин стал капитаном ледокола «Георгий Седов». В этом качестве в 1928 году он принимал участие в поисках экипажа итальянской экспедиции Умберто Нобиле.

В 1929-1930 годах «Георгий Седов» под управлением Воронина участвовал и в научных экспедициях академика Отто Шмидта. Тогда была организована одна из первых полярных станций Бухта Тихая на острове Гукера в центральной части Земли Франца-Иосифа. Также исследователи открыли в северо-восточной части Карского моря неизвестные ранее острова, названные в честь участников экспедиции, в том числе Владимира Воронина.

Шмидт писал: «Воронин – лучший ледовый капитан. Он обладает исключительным самообладанием, не только великолепно ведет судно, но интуитивно чувствует как его надо вести (может быть, это чутье выработано целыми поколениями его предков-поморов). И что очень важно, В.И. Воронин отличается редким для капитана пониманием целей и значения наших научных исследований. Он сам помогал нам в научной работе, своей рукой вычертил карту с указанием ледовых условий района, в котором мы находились. Он готов идти на многое, даже на риск, ради успеха научных исследований. В этом смысле это исключительный капитан исследовательского судна».

В 1932 году ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под командованием В.И. Воронина и руководством О.Ю. Шмидта впервые в истории совершил сквозной переход по Северному морскому пути за одну навигацию (2 месяца и 5 дней). Экспедиция была трудной: в Чукотском море во льдах был обломан гребной винт парохода, однако экипаж под командованием Воронина установил паруса, и судно дошло до Берингова пролива своим ходом. За этот героический рейс Воронин был награждён первым орденом Ленина.
Начальник экспедиции ВАИ на л/п «А. Сибиряков» по Севморпути О.Ю. Шмидт (справа) и капитан В.И. Воронин на борту судна
(Фото из фондов РГМАА)
В 1933–1934 годах Воронин – капитан парохода «Челюскин», раздавленного льдами. Владимир Воронин последним сошел на лёд после гибели судна «Челюскин» и последним был вывезен самолетом из лагеря челюскинцев. Воронин – первый в мире ледовый капитан, которому при жизни посвятили почтовую марку. Будучи капитаном «Челюскина», с честью участвовал в Челюскинской эпопее.
Марка Почты СССР 1935 года из знаменитой «челюскинской» серии, посвящённая В.И. Воронину
В 1934 году Владимир Иванович был назначен капитаном ледокола «Ермак». В январе 1938 года он участвовал в эвакуации полярных исследователей с первой советской дрейфующей полярной станции «Северный полюс – 1». В дальнейшем он продолжал свою работу в Арктике и Антарктике.
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1990 года, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Воронина, со штемпелем Музея Арктики и Антарктики
В годы Великой Отечественной войны и после нее командовал ледоколом «Иосиф Сталин». На этом ледоколе, во время плавания, всенародно известный капитан скоропостижно скончался.

Его имя носят острова в Карском море, мыс на Земле Франца Иосифа, залив в Баренцевом море, бухта на Новой земле.
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1990 года, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Воронина, со штемпелем Музея Арктики и Антарктики
Автор: Аркадий Романов, специально для GoArctic. Сквозь льды Северного Ледовитого океана