«Ну, Константин, сдавайся, значит, мы в эскимосы с тобой поступаем»,– сказал Валентин Серов Константину Коровину перед поездкой на Север в 1894 году.
Сборы, как всегда, были короткими.
Итак, в начале августе 1894 года Серов И Коровин с научно-исследовательской экспедицией отправились в двухмесячное путешествие по Северу. Художники выехали из Ярославля через Вологду в Архангельск по трассе строящейся железной дороги, потом двигались по Сухоне и Северной Двине.
Несколько дней они провели с путейцами и познали всю «прелесть» работы в полевых условиях. Писали этюды и совершали небольшие поездки на дрезине с инженерами-путейцами.
Однажды художники увидели на просеке огромного медведя… В конце концов друзья заблудились: искали в лесу птицу, которая чудесно пела, шли на голос и заплутали. Вышли и добрели до сторожки путейцев только на звук проходящего паровозика.
По Сухоне и Северной Двине Серов с Коровиным добрались до Архангельска. Впервые попав в такой древний северный город, художники полностью погрузились в его жизнь. Паруса, баркасы, большие и малые суда, причалы с грузами, скрип лебедок под тяжестью поднимаемых грузов и шум работающих машин, запах рыбы и пиленой древесины. Все это было необычно для приезжего с юга человека, а для художника – тем более.
Художникам нравились суровость северной природы, строгость и монохромность ее красок. Лишенная внешнего блеска, она располагала к особенно углубленному восприятию и помогла им вновь утвердить и развить лучшие черты своей творческой индивидуальности. Они открывали в ней бесконечное разнообразие мотивов, улавливали движение, скрытое за неподвижностью и безмолвием. Иногда это давалось с трудом. Было холодно, мерзли руки, иногда даже застывали краски. Неяркая и неброская северная природа заставляла художников искать особенные цветовые решения.
Из Архангельска художники на лучшем и самом комфортабельном в то время на Севере пароходе «Ломоносов», принадлежащем Товариществу «Архангельско-Мурманское срочное пароходство», отправились в путешествие по Белому морю. Намеревались посетить Соловецкие острова, но из-за плохой погоды, не заходя на Соловки, двинулись на север.
Следующий пункт путешествия художников лежал несколько западнее. Это – мыс Святой Нос, где на выходе из Белого в Баренцево море стоит один из старейших в России маяков.