Валентин Александрович Серов
Академик, действительный член Императорской Академии художеств
(1865-1911)
Валентин Александрович Серов был одним из первых русских художников, открывших в 1894 году для широкой публики крайний Север. Он, совместно с Константином Алексеевичем Коровиным, отправился в длительное путешествие на Север в 1894 году.
Знакомство художников
Художники Валентин Серов и Константин Коровин дружили больше четверти века. Их дружба оборвалась из-за смерти первого в день рождения второго – 5 декабря 1911 года. А изначально их свела профессиональная любовь к изобразительному искусству. Коровин и Серов познакомились в 1884 году в усадьбе известного железнодорожного промышленника, мецената, покровительствовавшего многим деятелям русской культуры, основателя первой в России частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова (1841–1918) в Абрамцеве.
Конверт с оригинальной маркой Почты России 2008 года, посвящённый меценату С.И. Мамонтову
Здесь, в Абрамцеве, где Валентин Серов гостил регулярно, он в августе-октябре 1887 года написал знаменитый портрет дочери мецената Веры Мамонтовой – «Девочка с персиками».
Конверт Минсвязи СССР 1989 года, посвящённый В.А. Серову
Валентин обратил внимание на живую, жизнерадостную 11-летнюю дочку Саввы Ивановича, когда та вбежала в дом с персиками и села за стол. Персики выращивались в оранжерее усадьбы. 22-летний Серов был тронут увиденным и предложил девочке позировать. Художник работал над картиной в течение двух месяцев и подарил написанное полотно жене Саввы Мамонтова, матери Верочки – Елизавете Григорьевне, кстати, одной из основательниц Абрамцевского художественного кружка. Сейчас картина – в собрании Третьяковской галереи.
Марка Почты России 2006 года с репродукцией картины В.А. Серова «Девочка с персиками» в серии, посвящённой 150-летию Третьяковской галереи
Арктический маршрут
«Ну, Константин, сдавайся, значит, мы в эскимосы с тобой поступаем»,– сказал Валентин Серов Константину Коровину перед поездкой на Север в 1894 году.

Сборы, как всегда, были короткими.

Итак, в начале августе 1894 года Серов И Коровин с научно-исследовательской экспедицией отправились в двухмесячное путешествие по Северу. Художники выехали из Ярославля через Вологду в Архангельск по трассе строящейся железной дороги, потом двигались по Сухоне и Северной Двине.

Несколько дней они провели с путейцами и познали всю «прелесть» работы в полевых условиях. Писали этюды и совершали небольшие поездки на дрезине с инженерами-путейцами.

Однажды художники увидели на просеке огромного медведя… В конце концов друзья заблудились: искали в лесу птицу, которая чудесно пела, шли на голос и заплутали. Вышли и добрели до сторожки путейцев только на звук проходящего паровозика.

По Сухоне и Северной Двине Серов с Коровиным добрались до Архангельска. Впервые попав в такой древний северный город, художники полностью погрузились в его жизнь. Паруса, баркасы, большие и малые суда, причалы с грузами, скрип лебедок под тяжестью поднимаемых грузов и шум работающих машин, запах рыбы и пиленой древесины. Все это было необычно для приезжего с юга человека, а для художника – тем более.

Художникам нравились суровость северной природы, строгость и монохромность ее красок. Лишенная внешнего блеска, она располагала к особенно углубленному восприятию и помогла им вновь утвердить и развить лучшие черты своей творческой индивидуальности. Они открывали в ней бесконечное разнообразие мотивов, улавливали движение, скрытое за неподвижностью и безмолвием. Иногда это давалось с трудом. Было холодно, мерзли руки, иногда даже застывали краски. Неяркая и неброская северная природа заставляла художников искать особенные цветовые решения.

Из Архангельска художники на лучшем и самом комфортабельном в то время на Севере пароходе «Ломоносов», принадлежащем Товариществу «Архангельско-Мурманское срочное пароходство», отправились в путешествие по Белому морю. Намеревались посетить Соловецкие острова, но из-за плохой погоды, не заходя на Соловки, двинулись на север.

Следующий пункт путешествия художников лежал несколько западнее. Это – мыс Святой Нос, где на выходе из Белого в Баренцево море стоит один из старейших в России маяков.
Марка Почты России 2005 года с изображением Святоносского маяка
Обогнув полуостров Рыбачий, пароход вошёл в широкий залив Варангер-фьорд. Высадившись на берег и достигнув старинного селения Печенга, художники попадают в Лапландию и очаровываются увиденным.

Дальнейший маршрут Серова и Коровина лежал в Норвегию и Швецию, а уже в сентябре того же 1894 года на пароходе «Великий князь Владимир» они совершили 10-дневную поездку из Архангельска на архипелаг Новая Земля, на его остров Южный, где посетили становище Малые Кармакулы, приняли участие в охоте на белых медведей, осматривали окрестности.
Конверт и марка Почты России со спецгашением 1987 года, посвящённые белым медведям
До настоящего времени было выпущено много марок и конвертов с изображениями Валентина Серова, вот несколько из них:
Марки и конверт Почты СССР 1965 года, приуроченные к 100-летию со дня рождения художника В.А. Серова
Почтовое ведомство также не раз обращалось и к живописным произведениям Серова разных лет. Вот лишь один филателистический пример.
Блок Почты России 2022 года, посвящённый 350-летию со дня рождения Петра Первого, с репродукцией картины К.А. Серова, изображающей императора, из фондов Третьяковской галереи
Автор: Аркадий Романов, специально для GoArctic