Константин Алексеевич Коровин
Северный круиз
(1861-1939)
Первыми из русских художников, открывших в 1894 году для широкой публики крайний Север, были тогда ещё сравнительно молодые талантливые живописцы Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) и Валентин Александрович Серов (1865–1911), ставшие впоследствии знаменитыми.

Эта поездка стала для них полным откровением. На обоих Север произвел огромное впечатление. Об этом написано достаточно много, но я попытаюсь рассказать о первом и последующих арктических круизах двух друзей-художников сквозь призму филателии – с помощью отечественных почтовых марок, конвертов, открыток, специальных гашений.
Художники познакомились благодаря Савве Мамонтову
Художники Валентин Серов и Константин Коровин дружили больше четверти века. Их дружба оборвалась из-за смерти первого в день рождения второго – 5 декабря 1911 года. А изначально их свела профессиональная любовь к изобразительному искусству. Коровин и Серов познакомились в 1884 году в усадьбе известного железнодорожного промышленника, мецената, покровительствовавшего многим деятелям русской культуры, основателя первой в России частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова (1841–1918) в Абрамцеве. Коровину было 23, а Серову – 19. Казалось бы, встретились обратно пропорциональные друг другу парни: молчаливый Серов и темпераментный Коровин. Но более неразлучных потом друзей трудно представить.

Надо напомнить, что Абрамцево (сейчас там музей-заповедник) расположено в 60 км от Москвы, недалеко от Сергиева Посада, в живописных окрестностях реки Вора. В 1870 году имение, ранее принадлежавшее известному писателю и критику Сергею Тимофеевичу Аксакову, приобрел Савва Мамонтов. В основном в летне-осенний период в усадьбе подолгу жили и создавали свои произведения выдающиеся русские художники В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.С. Остроухов, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие, а также музыканты, актёры. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский (Абрамцевский) художественный кружок, в котором были заложены основы национального, неорусского направления стиля модерн.
На марках Почты России 2016 года изображены портреты С.Т. Аксакова и С.И. Мамонтова, на полях почтового блока – главный усадебный дом музея-заповедника «Абрамцево»
В другой подмосковной усадьбе Жуковка художника Василия Дмитриевича Поленова (ныне территория города Королев, что в нескольких десятках километров от Абрамцева) в 1888 году Константин Коровин написал известную картину «За чайным столом».
Конверт Почты России 2015 года с репродукцией картины К.А. Коровина «За чайным столом»
Настоящая крепкая мужская дружба между Валентином Серовым и Константином Коровиным завязалась спустя пять лет после первого знакомства у Мамонтова. В 1889 году Коровин получил заказ на большую картину «Хождение Христа по водам» для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме. Он пригласил Серова выполнить работу вместе:

«Серов писал Христа, я – озеро и все остальное. Серов всегда особенно чувствовал рисунок и характер, я же больше увлекался колоритом. Мы сочетали наши особенности. Эта работа нас окончательно сблизила».

Вернувшись из Костромы в Москву, Серов переехал в мастерскую Коровина. Именно там появился знаменитый портрет Константина Алексеевича. Серов даже написал его в «коровинской» манере – размашистыми, фактурными мазками, более темпераментно, чем обычно. Под влиянием Серова Коровин использовал серо-жемчужный цвет на полотнах, особенно проявившийся в картинах времен их поездки на север. С тех пор Савва Мамонтов называл их то «Серовин», то «Коров».
Блок Почты России 2011 года, посвящённый 150-летию со дня рождения К.А. Коровина, с репродукцией его портрета работы В.А. Серова 1889 года
Вечер у Саввы Ивановича Мамонтова в Абрамцеве. Слева направо: И. Е. Репин, В. И. Суриков, С. И. Мамонтов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. М. Антокольский. Фотография. 1892 г.
От Ярославля до Архангельска
«Ну, Константин, сдавайся, значит, мы в эскимосы с тобой поступаем»,– сказал Валентин Серов Константину Коровину перед поездкой на Север в 1894 году.

Сборы, как всегда, были короткими.

«На полу – раскрытые чемоданы. Я укладываю краски, кисти, мольберт и бинокль, меховую куртку, белье, большие охотничьи сапоги, фонарь и целую аптечку. Ружья не беру; я еду на Дальний Север, на Ледовитый океан, писать с натуры, а возьмешь ружье – начинается охота, и какие же тогда этюды? Беру только несколько крючков для рыбной ловли и тонкую английскую бечеву. Океан глубок, нужно захватить длинную бечеву и груз. Беру и компас...», – вспоминал впоследствии Константин Коровин.

Спустя десятилетия, уже в 30-х годах прошлого века, находясь в парижской эмиграции, живописец написал интересные мемуары о своем пребывании на Севере.

Итак, в начале августе 1894 года Коровин и Серов с научно-исследовательской экспедицией отправились в двухмесячное путешествие по Северу. Художники выехали из Ярославля через Вологду в Архангельск по трассе строящейся железной дороги, потом двигались по Сухоне и Северной Двине.

«От Вологды до Архангельска ведут железную дорогу. Прямо, широкой полосой прорублены леса. Уже проложены неровно рельсы. По ним ходит небольшой паровоз с одним вагоном. Называется это – времянка. Кое-где построены бараки для рабочих, сторожки для стрелочников. Новые и чистые домики. Проехали до конца поруби и остановились в одной сторожке. Там чисто, пахнет свежей сосной и есть большая печь, а кругом бесконечные могучие леса. Там никаких дорог нет…», – писал Коровин.

Несколько дней они провели с путейцами и познали всю «прелесть» работы в полевых условиях. Писали этюды и совершали небольшие поездки на дрезине с инженерами-путейцами.

«Серов и я увидели, что днём писать с натуры нельзя: мешают мириады всевозможной мошкары, комаров и слепней. Лезут в глаза, в уши, в рот и просто едят поедом. Намазались гвоздичным маслом – ничуть не помогало. Мошкара тёмными облаками гонялась не только за нами, но и за паровозиком времянки»,– вспоминал Коровин.

А однажды художники увидели на просеке огромного медведя… В конце концов друзья заблудились: искали в лесу птицу, которая чудесно пела, шли на голос и заплутали. Вышли и добрели до сторожки путейцев только на звук проходящего паровозика.
К. Коровин. Пейзаж с избами. 1894
По пути в Архангельск живописцы посетили на Северной Двине глухое село Шалукта и остались им очарованы.

«Деревянная высокая церковь, замечательная, – писал Коровин. – Много куполов, покрыты дранью, как рыбьей чешуей. Размеры церкви гениальны. Она – видение красоты. По бокам церковь украшена белым, желтым и зеленым, точно кантом. Как она подходит к окружающей природе!».
К. Коровин. Поморы. 1894
По Сухоне и Северной Двине Коровин с Серовым добрались до Архангельска. Впервые попав в такой древний северный город, художники полностью погрузились в его жизнь. Паруса, баркасы, большие и малые суда, причалы с грузами, скрип лебедок под тяжестью поднимаемых грузов и шум работающих машин, запах рыбы и пиленой древесины. Все это было необычно для приезжего с юга человека, а для художника – тем более. Под впечатлением увиденного Константин Коровин написал несколько этюдов, среди которых «Рыбная пристань в Архангельске», «Архангельский порт» (оба – 1894). В них художник проявляет врожденный колористический дар, применяет яркую, насыщенную палитру, изображая жанровые эпизоды из жизни портового города.
К. Коровин. Архангельский порт на Двине. 1894. Тульский областной художественный музей
Коровину и Серову нравились суровость северной природы, строгость и монохромность ее красок. Лишенная внешнего блеска, она располагала к особенно углубленному восприятию и помогла им вновь утвердить и развить лучшие черты своей творческой индивидуальности. Они открывали в ней бесконечное разнообразие мотивов, улавливали движение, скрытое за неподвижностью и безмолвием. Иногда это давалось с трудом. Было холодно, мерзли руки, иногда даже застывали краски. Неяркая и неброская северная природа заставляла художников искать особенные цветовые решения.
По Белому и Баренцеву морям
Из Архангельска художники на лучшем и самом комфортабельном в то время на Севере пароходе «Ломоносов», принадлежащем Товариществу «Архангельско-Мурманское срочное пароходство», отправились в путешествие по Белому морю. Намеревались посетить Соловецкие острова, но из-за плохой погоды, не заходя на Соловки, двинулись на север. Коровин вспоминал:

«Я встаю и выхожу из каюты, ударяясь о стенки. По лестнице выбираюсь наверх. Волны с шумом бросают брызги на палубу. Пароход опускается вниз, и на него летят волны. Корма, у которой я стою, поднимается высоко. Я выбираю минуту и бегу в конец кормы, хватаюсь там за железное древко флага и вижу, как винты, вращаясь в воздухе, опускаются в темную воду. Корма ниже, ниже… Пароход как бы встал на дыбы…Но вот опять поднимается корма. По палубе бежит вода. Сбоку от меня, близко, на борт парохода села птица, зеленая, синяя. – свистнула громко. “Это буревестник”, – подумал я. Птица вспорхнула и пропала в волнах...».

По названиям картин можно восстановить маршрут путешествия Коровина и Серова. На выходе из Белого в Баренцево море, где из-за разницы температур встречаются два течения – холодное и теплое, обычны сильное волнение и ветра. Научное название этого явления – сувой. И увиденное Константином Алексеевичем нашло отражение на картине «Сувой» (1894). Правда, у Коровина «Сувой» – один из самых скромных пейзажей. Кисть художника запечатлела лишь то, что он увидел сам: почти ровное море, лишь небольшие белые гребешки, обильно покрывающие его, чуть волнуют простирающуюся до горизонта водную ширь.
К. Коровин. Сувой. 1894
Следующий пункт путешествия художников лежал несколько западнее. Это – мыс Святой Нос, где на выходе из Белого в Баренцево море стоит один из старейших в России маяков. И этот вид с моря Святоносского маяка Коровин отобразил на этюде «Святой Нос» (1894). А вот что художник напишет позже:

«Слева идут полоски низких скал, которые оканчиваются маленькой одинокой часовенкой, освещенной сбоку проглянувшимся полнощным солнцем. Так бедно и глухо и безотрадно кругом, а эта светящаяся часовенка как бы подает надежду. Это и есть Святой Нос».
Марка Почты России 2005 года с изображением Святоносского маяка
Конверт Почты России 2002 года с изображением Святоносского маяка
Пароход «Ломоносов» устремился далее на запад и достиг одного из основных промысловых районов на мурманском берегу. Здесь Константин Коровин пишет этюды «Становище Териберка на Мурмане», «Устье реки Териберки», «Треска и палтус», «Остров Кильдин», «Екатерининская гавань», «Церковь и кладбище в Еретиках», «Мурманский лов рыбы ярусами в море», «Берега Мурмана (Поморские кресты)» (все 1894 г.).
К. Коровин. Мурманский берег. 1894
Однажды далеко от берега из воды неожиданно показалась «чёрная громада корабля»… Художники не успели удивиться, как вдруг эта «громада» ушла в море, обдав обоих целым каскадом брызг.

«Это кит! Сильной струей, фонтаном он пустил воду вверх, – пишет Коровин. – Как плавно и красиво огромный кит выворачивается в своей стихии! Должно быть, хорошо быть китом!
– Валентин, – говорю я Серову. – Что же это такое? Где мы? Это замечательно. Сказка».

Художники, наверное, видели в тот момент гренландского или горбатого кита, обитающего в Баренцевом море.
Гренландский кит на марке Почты СССР 1974 года
Горбатый кит на марке Почты России 2012 года
Обогнув полуостров Рыбачий, пароход вошёл в широкий залив Варангер-фьорд. Высадившись на берег и достигнув старинного селения Печенга, художники попадают в Лапландию и очаровываются увиденным. Здесь рождается «лапландский цикл» этюдов Коровина. На лошадях вместе с Серовым они отправляются в Печенгский монастырь.

«Какой чудесный край, Север дикий. И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, и какая красота! Я хотел бы здесь остаться навсегда», – писал Коровин о посещении монастыря.

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь Русской православной церкви и ныне располагается в посёлке Луостари Печенгского района Мурманской области. Долгое время он был самым северным монастырём мира. К тому же это – старейший монастырь на Кольском полуострове. Не так давно обитель была восстановлена в том виде, какой имела в конце XIX века, когда её посещали друзья-художники, причем, на месте своего первоначального расположения.
К. Коровин. Ручей св. Трифона в Печенге. Лапландия. 1894. ГТГ
Дальнейший маршрут Коровина и Серова лежал в Норвегию и Швецию, где тоже было написано несколько этюдов. А уже в сентябре того же 1894 года на пароходе «Великий князь Владимир» они совершили 10-дневную поездку из Архангельска на архипелаг Новая Земля, на его остров Южный, где посетили становище Малые Кармакулы, приняли участие в охоте на белых медведей, осматривали окрестности.

Уже тогда там располагалась самая старая (открыта ещё в 1878 году) и до сих пор действующая полярная станция нашей страны «Малые Кармакулы».
Почтовая карточка конца 19 века с изображением полярной станции «Малые Кармакулы»
Но Новая Земля с ее суровой, неприветливой природой не вызвала у художников радостных эмоций. И этюды там совсем не писались.

«...Как будто огромные утюги, мрачные и тяжкие, лежат над берегом горы, точно заковывая Ледовитый океан. Все мертво и одинаково до того, что хочется бежать и никогда больше не видеть этой Новой Земли», – писал Коровин.

Забегая вперёд, скажу, что в 1897 году Коровин с Серовым вновь посетили Архангельск, где появились новые этюды. Кроме того, в 1895 году Коровин повторил арктическое путешествие, но уже с Н.А. Праховым и художником Н.В. Досекиным, а в 1898 году – с Н.А. Клодтом (для подготовки ко Всемирной выставке в Париже 1900 года).

В конце сентября 1894 года друзья-художники возвратились в Москву. Всего Константином Коровиным во время арктического турне было написано около трех десятков картин, этюдов и набросков, объединенных в несколько циклов, а вместе составляющих общий северный цикл работ художника. Потом они пригодились в процессе создания монументальных панно.

Почтовое ведомство не раз обращалось к живописным произведениям Константина Коровина и разных лет. Вот лишь один филателистический пример.
Марка и конверт Почты СССР 1979 года с репродукцией картины К.А. Коровина «Сирень» и почтовым штемпелем Русского музея, где она хранится
На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и Всемирной выставке 1900 года в Париже
Однако не будем забывать, что Савва Мамонтов отправлял друзей-художников в творческую командировку а Арктику с прицелом на 14-ю Всероссийскую промышленную и художественную выставку в Нижнем Новгороде 1896 года, ставшую в итоге самой грандиозной в дореволюционной истории.

Создание архитектурного и экспозиционного проекта павильона «Крайний Север» на выставке, а также выполнение монументальных панно для неё он решил поручить Константину Коровину, хорошо зная его, как прекрасного декоратора. Для осуществления грандиозного замысла арктическая поездка была просто необходима, ведь в задачу Коровина входило «создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое... испытал там, на Севере».
К. Коровин. Ловля рыбы на Мурманском море. 1896. Панно для павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде
Как известно, цель эта была достигнута. Внешний облик сооружения напоминал вид северных становищ и в конструктивной основе соответствовал стилю модерн. Строгий павильон был срублен топором из мощных деревьев. Высокую, взлетавшую под острым углом крышу, немного напоминавшую плавающие в океане льдины, венчали огромные стилизованные рыбы, украшениями балюстрады служили силуэты оленей.
К. Коровин. Ледовитый океан. 1896. Панно для павильона «Крайний Север» на Всероссийской промышленной художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде
Особым украшением павильона стал цикл монументальных панно, декоративно рисующих своеобразие и суровую красоту северной земли: «Северное сияние», «Первые шаги изысканий в тундре», «Постройка узкоколейки в тундре», «Торговое оживление на пристани в Архангельске», «Екатерининская гавань Мурманского побережья», «Тюлений промысел на Белом море», «Фактория на Мурмане», «Рыба палтус», «Поморы», «Снимание жира с кита», «Ловля трески и другой рыбы», «Охота на моржей», «Белые медведи», «Тундры с оленями», «Монастырь на Печенге» и другие.

Разработав композиционную и колористическую основу в эскизах, Коровин для доработки панно пригласил художников С.В. Малютина и Н.В. Досекина. Позже нижегородские панно, принадлежавшие С.И. Мамонтову, украсили вестибюль построенного в 1904 году Ярославского вокзала в Москве и немало способствовали популяризации этого края. Сейчас они хранятся в Третьяковской галерее.

В 1899 г. Константин Коровин приступил к оформлению павильона России на Международной выставке в Париже. Этой работе он посвятил почти два года (1899–1900), исполняя самые разнообразные обязанности художника, «прикомандированного к Генеральному Комиссариату выставки», и фактически отвечая за ее внешний облик.

Северные мотивы, навеянные путешествиями Коровина по Русскому Северу в 1890-х гг., легли в основу всего комплекса построек на Парижской выставке. Это был целый сказочный городок с деревянными теремками причудливых форм, с башнями, галереями, крылечками и переходами. В них легко просматривались образцы северного гражданского деревянного зодчества, покорившего в свое время Коровина.

Он же сделал проект кустарного отдела Русского павильона выставки, выполнил для него 30 декоративных панно. Вместе с ним в создании большинства панно участвовал художник Н.А. Клодт. В Париж были привезены также панно с Нижегородской выставки 1896 года.

По словам Александра Бенуа, благодаря Коровину европейцы познакомились с «настоящим откровением Севера». Восхищённое жюри удостоило Коровина высочайшей награды Франции – ордена Почетного легиона. Художник получил одиннадцать наград выставки – две золотые и девять больших серебряных медалей. Таким образом, из поездки на Север Константин Коровин привез не просто этюды, зарисовки, он открыл для широкой публики в России и Франции красоты Русского Севера.
Марка Почты России 2021 года с репродукцией этюда К.А. Коровина «Кремль»
Вслед за Коровиным и Серовым, первыми открывшими Север для мира, потянулись и другие живописцы: В.В. Переплетчиков, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, А.А. Борисов, Л.В. Туржанский...

Побывав на Севере, никто из них не остался равнодушным: были не только созданы прекрасные произведения, но и написаны интересные статьи, очерки, рассказы. А Т.Е. Тимофеев, участник экспедиции, выполнявший топографические работы весной 1901 года, нанес на карту 35 новых географических топонимов, предпочитая называть их в честь своих учителей и покровителей: ледник и мыс Васнецова, мыс Верещагина, ледник и залив Витте, мыс Крамского, мыс Куинджи, мыс Репина, ледник Третьякова, мыс Шишкина... Так что Арктика и художники теперь символически неразделимы.
Автор: Аркадий Романов, специально для GoArctic