В начале 1937 года из-за семейных проблем Виктор Астафьев был, по сути, выброшен на улицу, вынужден был жить в заброшенном доме.
«Ох, какое это тяжкое дело быть беспризорным,— писал Астафьев в эпистолярном дневнике. — Не дай Бог познать эту горькую долю, полную неприкаянности, постоянного гнетущего чувства одиночества, покинутости. Если бы наше общество, породившее такое беспредельное сиротство, исправилось и прибрало беспризорных детей, многое Господь простил бы нам. А так, среди многих тяжких грехов, мы не избудем и этот».
Но, как говорится, худа без добра не бывает.
Оказавшись в детском доме, тринадцатилетний Виктор встретил человека, во многом определившего его жизненный путь. Им был директор детского дома Василий Иванович Соколов, бывший белогвардейский офицер, обладающий, по словам Астафьева, «подлинной простотой и подлинной, непоказной интеллигентностью». Василий Иванович был первым, кто разглядел в хулиганистом второгоднике (Астафьеву по разным причинам пришлось чуть ли не три года просидеть в пятом классе) литературно одаренного ребенка и старался внушить ему веру в талант.
«Позднее я пойму, — писал Астафьев в «Стержневом корне», — что, напирая на меня, вот так, в "лобовую", Василий Иванович пытался сломать во мне то чувство самоуничижения, бросовости, сорности моей, которое внушали мне отец и мачеха, некоторые учителя в школе, разного рода благодетели, на коротких, но уже витых путях-перепутьях кормившие меня корёным хлебом, не жалея при этом назиданий вперемежку с упреками».
В какой-то мере директор детдома заменил Виктору отца, точнее говоря, Соколов стал духовным отцом подростка. «От него пророс и укрепился во мне корень добра; засушить его или повредить — значит, изменить чему-то святому, подвести человека, чья жизнь и душа были без остатка отданы нам, детям».
Еще один замечательный человек, благодарность к которому Астафьев пронес через всю жизнь, был преподаватель русского языка и литературы Игнатий Дмитриевич Рождественский. На его уроках, вспоминал Астафьев, «никто не только не баловался, но даже не шевелился» — с таким увлечением и даже страстью тот вел свои уроки. «Он преподавал литературу и русский, преподавал, как бог на душу положит, много нам читал, рассказывал, учил распознавать слово, прививал к нему вкус», — вспоминал Астафьев.
Именно Рождественский особо отметил сочинение будущего писателя под названием «Жив», в котором он описал, как блуждал в заполярной тайге четверо суток, как смог преодолеть первоначальный страх, собраться и, держась по-таежному, выжить. Именно Рождественский помог Виктору, которому уже грозила исправительно-трудовая колония за неуспеваемость, перейти, хоть и условно, в следующий класс, что позднее дало возможность окончить шесть классов и по возрасту, в 17 лет, устроиться на кирпичный завод коновозчиком.
Заработав на билет, Виктор, которого уже ничто в Игарке не держало, добрался до Красноярска, где после окончания школы ФЗО получил специальность «составитель поездов», работал сцепщиком вагонов и дежурным по станции «Енисей».
В 1942 году, отказавшись от брони для железнодорожников, ушел добровольцем на фронт.
Именно благодаря таким учителям, как Соколов и Рождественский, не знавший, по сути, детства Астафьев смог сказать в своих воспоминаниях: «Я иногда горжусь словом "детдомовец", как гордились нашим братом и командиры на фронте».
Виктор Астафьев никогда не забывал Игарку, давшую ему путевку в жизнь. На игарском материале создано несколько рассказов, повести «Кража», «Последний поклон», игарские мотивы нашли отражение в романе «Царь-рыба».
После войны писатель несколько раз приезжал в Игарку, последний раз незадолго до смерти. В честь Виктора Петровича Астафьева названа одна из игарских школ, открыт музей.