Валерий Павлович Чкалов
Командир экипажа самолёта, совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Америку
(1904-1938)
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёве Нижегородской губернии. Мечтая об авиации, в пятнадцать лет вступил добровольцем в Красную армию и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов.

После окончания Серпуховской высшей авиационной школы стал военным лётчиком-истребителем. С 1930 года – лётчик-испытатель, один из лучших в стране.

В историю вошли два рекордных перелёта Чкалова – из Москвы на Дальний Восток, с посадкой на острове Удд в Охотском море. И – из Москвы через Северный полюс в Америку. Эти беспосадочные перелёты сыграли важную роль в исследовании Арктики, дали толчок развитию полярной авиации.
Из Москвы на Дальний Восток
Этот рекордный перелет проходил в тяжелых метеорологических условиях. Экипаж в целях разведки арктических условий первоначально летел в направлении Северного полюса до острова Виктория (82-й градус северной широты). Миновав арктические просторы и Якутию, самолет оказался над Охотским морем. Экипаж достиг Петропавловска-Камчатского и сбросил над ним вымпел. Задание было выполнено, но запас бензина позволял лететь дальше.

Чкалов направил самолет к материку, однако в мощном и обширном циклоне над Охотским морем воздушное судно подверглось сильному обледенению, и экипаж вынужден был приземлиться. Чкалов сумел посадить самолет на клочке земли по размерам значительно меньше, чем требовалось для нормального приземления АНТ-25.

Полет завершился 22 июля 1936 года на острове Удд в заливе Счастья, вблизи города Николаевска-на-Амуре. АНТ-25 за 56 часов 20 минут преодолел 9374 километров пути, из них над Баренцевым морем, Северным Ледовитым океаном, Охотским морем пролетел 5140 километра. Валерию Чкалову, Георгию Байдукову и Александру Белякову было присвоено звание Героев Советского Союза.
Лётчики Валерий Чкалов (в центре), Георгий Байдуков (слева) и Александр Беляков сидят около самолёта после приземления на острове Удд (впоследствии остров Чкалова) в Охотском море из-за штормовой погоды во время беспосадочного перелёта Москва — Дальний Восток. Фото: ©РИА Новости
Первый в истории трансарктический перелет из Москвы через Северный полюс в Америку
18 июня 1937 года начался исторический перелет экипажа Валерий Чкалов – Георгий Байдуков – Александр Беляков через Северный полюс в США на отечественном самолете АНТ-25 с двигателем М-34РД. В 4 часа 5 минут утра самолёт поднялся с подмосковного аэродрома в Щёлкове.

Опытный в длительных полетах экипаж через 28 часов провел самолёт над Северным полюсом. В этот день папанинцы следили за трансполярным перелётом Валерия Чкалова. Иван Папанин оставил такую запись в дневнике дрейфующей станции: «19 июня. Необычайно напряженный день. Всю ночь напролет Эрнст дежурил на радио, следил за полетом Чкалова... Мы встали. Через некоторое время я услышал шум самолетного мотора и закричал: «Самолет, самолет!..» Женя выскочил на улицу — ничего не видно. Но тут же прибежал обратно и кричит мне через дверь: «Да, это Чкалов, но самолета не видно, сплошная облачность. Мотор слышу отчетливо... Все выскочили. Послали тысячу проклятий облакам».

Тем временем лётчики пересекли американский сектор Арктики, крайние западные острова Канадского Арктического архипелага, Северо-Западную Канаду и Британскую Колумбию и, следуя вдоль тихоокеанского побережья материка на юг, 20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени самолёт совершил благополучную посадку на военном аэродроме возле Ванкувера (штат Вашингтон, США).
Фрагмент статьи из номера газеты «Правда» от 21 июня 1937 года
Протяжённость беспосадочного перелёта составила 9130 км (8504 километра — по прямой), в том числе 5900 км — над океанами, длительность — 63 часа 25 минут. И в СССР, и в США этот перелёт воспринимался как реализованная мечта, как фантастика. Имя Героя Советского Союза лётчика Валерия Чкалова гремело на весь мир.

Экспедиция Чкалова продемонстрировала возможности советской авиации на международной арене.
В дальнейшем этот полярный маршрут стал использоваться для пассажирских и грузовых перевозок, правда, так и не став популярным из-за крайне сложных условий перелета.
Александр Беляков, Валерий Чкалов и Георгий Байдуков после посадки в Северной Америке
Легендарный трансарктический перелет из СССР в США в арктической филателии
Об этом легендарном перелёте почта не забывала ни в эпоху СССР, ни в новой России.

В 1937 году была выпущена серия почтовых марок СССР, посвященная первому в истории трансарктическому авиационному перелету из Москвы через Северный полюс в США с портретами героев.
В 1977 году Минсвязи СССР выпустило конверт с оригинальной маркой и спецгашением, посвященными 40-летию первого в истории трансарктического перелета из Москвы через Северный полюс в США, с портретами героев.
В 2007 году Почта России выпустила конверт с оригинальной маркой, посвященный 70-летию первого в истории трансарктического перелета из Москвы через Северный полюс в США и 100-летию со дня рождения Г.Ф. Байдукова, с портретами героев.
Марочный лист Почты России 2012 года, посвященный 75-летию первого в истории трансарктического авиаперелета из Москвы через Северный полюс в США, с портретами героев.
Также в 2012 году Почта России выпустила конверт с маркой и гашением «Первого дня», посвященными 75-летию первого трансполярного беспосадочного перелета из Москвы через Северный полюс в США.
Летчик-испытатель Валерий Чкалов на протяжении десятилетий был кумиром всей страны. Вот лишь несколько почтовых артефактов, посвященных легенде.
Почтовая марка СССР 1954 года, посвященная 50-летию со дня рождения Героя Советского Союза, летчика В.П.Чкалова. Вместо даты смерти указана юбилейная дата
Маркированный конверт Минсвязи СССР 1974 года с портретом Героя Советского Союза В.П. Чкалова к его 70-летию
Почтовый конверт с оригинальной маркой Минсвязи СССР и спецгашением 1984 года, посвященный 80-летию со дня рождения Героя Советского Союза, летчика В.П.Чкалова.
Марка Почты России 2004 года, посвященная 100-летию со дня рождения летчика В.П. Чкалова
Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме в Москве.

Имя Валерия Павловича носят остров Чкалова в Сахалинском заливе Охотского моря, где приземлился экипаж Чкалова 22 июля 1936 года, гора Чкалова в Антарктиде на Земле Эндерби, мыс Чкалова на острове Чамп, пик Чкалова (4150 м) — Богосский хребет, Большой Кавказ (Дагестан).

О рекордных перелетах советских летчиков через Северный полюс, прежде всего — о знаменитом перелете Чкалова, снят документальный фильм «Рукопожатие через Полюс». На портале GoArctic опубликовано интервью с кинорежиссером Юрием Сальниковым, который рассказал, как проходили съёмки.

«Снимали и в России, и в Америке, собрали людей, которые имели отношение к тем прорывным проектам. Это было в семидесятые годы, после тех событий к тому времени прошло сорок лет. Многие еще были живы, начиная с соратников Чкалова по экипажу». Тогда к юбилею трансполярных перелетов Валерия Чкалова удалось осуществить уникальный проект, говорит Сальников: «Мы в небе повторили путь первопроходцев. И я летел рядом с соратниками Чкалова».
Герой Советского Союза тов. Чкалов излагает план беспосадочного перелёта Москва – Северный полюс – Соединенные Штаты Америки. На рисунке слева направо: товарищи Ворошилов, Сталин, Каганович, Молотов, Ежов. Рядом с Чкаловым стоям товарищи Байдуков и Леваневский, участвовавшие 25 мая в обсуждении плана перелёта.
Рисунок художника П. Васильева.
Авторы: Аркадий Романов, специально для GoArctic. В небе над Арктикой https://goarctic.ru/news/v-nebe-nad-arktikoy/
Денис Ивановский, специально для GoArctic. Полёты над Арктикой: первые неудачи и достижения https://goarctic.ru/society/polyety-nad-arktikoy-pervye-neudachi-i-dostizheniya/
ГЕРОИ