Николай Николаевич Зубов
В 1932 году впервые в истории арктического мореплавания обогнул с севера архипелаг Земля Франца-Иосифа
(1885-1960)
Николай Зубов родился в Бессарабии, в семье русского офицера. Окончил Морской кадетский корпус, в впоследствии – и Гидрографическое отделение Морской академии. В 1912 году — в качестве старшего офицера посыльного судна «Бакан» произвёл мензульную съёмку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли, а также нижнего течения и устья реки Пёша в Чёшской губе.

В годы Гражданской войны служил в армии Колчака, но в боевых действиях участия не принимал. В советские времена стал сотрудником Плавучего морского научного института, ярко проявил себя как океанолог и полярник.

В 1932 году на маленьком парусно-моторном боте «Николай Книпович» впервые в истории арктического мореплавания обогнул с севера архипелаг Земля Франца-Иосифа. Организовал первую в нашей стране кафедру океанологии. В 1935 году Н. Н. Зубов был научным руководителем высокоширотной экспедиции на ледокольном пароходе «Садко».

В 1944 году Николай Зубов был назначен начальником Государственного Океанографического института. Потом создал аналогичную кафедру в МГУ. Читал курсы лекций по динамической океанологии, морским приливам, морским льдам, морским течениям. Одним из первых выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях. Заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море.

Автор трудов «Батиметрическая карта Баренцева, Карского и Белого морей», «К вопросу о происхождении промежуточного холодного слоя в полярных водах», «К вопросу о вентиляции придонных вод моря», «Льды Арктики». Участник многих арктических экспедиций. Контр-адмирал, доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Земля Джиллиса
Землю к северу от Шпицбергена «заметили» в XVIII веке и искали до 1950-х годов
В сентябре 1930 года на научно-исследовательском судне «Николай Книпович» Зубов стремился пройти в высокие широты Баренцева моря между Шпицбергеном и Землёй Франца-Иосифа, окончательно разрешить вопрос о Земле Джиллиса.

Море было свободным ото льда. И после остановки на о. Белый плавание продолжилось. Экспедиции удалось дойти до 81° 20ʹ с. ш. и 34° 06ʹ в. д. Льды вскоре преградили путь моторно-парусному судну, которое не смогло продолжать путь выше и направилось к бухте Тихой о. Гукера, а оттуда -- к Земле Короля Карла[1]. Земля Джиллиса не была найдена, но и весь район Баренцева моря ещё не был обследован.

В августе 1932 года начался новый рейс «Книповича» в высокие широты. Главная задача экспедиции под руководством Николая Зубова – обойти вокруг Земли Франца-Иосифа. Так как плавание начиналось с похода к Шпицбергену, Зубов стремился использовать эту возможность для решения вопроса Земли Джиллиса. И снова льды преградили путь исследователям.

Летом 1934 году в ходе плавания экспедиционного судна «Персей» в Гренландском и Баренцевом морях Николаю Зубову удалось обойти о. Западный Шпицберген. Когда судно было на северо-востоке от Шпицбергенского архипелага, сотрудники экспедиции заметили землю. Н.Н. Зубов позже писал:
«Многие уверяли меня, что видели землю, но ручаться за это, конечно, нельзя. В 1935 году на «Садко» мы пытались найти эту землю и кораблём и самолётом, но в направлении на неё держались льды и стоял сплошной стеной туман, так что мы ничего не могли увидеть»[2].
Ледокольный пароход «Садко»
Основная задача экспедиции «Садко» 1935 года – научные исследования в водах Гренландского моря, изучение «белых пятен» Баренцева моря к северу от Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и в северной части Карского моря. Поэтому на судне было оборудовано пять хорошо оснащённых научно-исследовательских лабораторий.

Ещё одна задача – обеспечение сводками погоды перелёта С.А. Леваневского через Северный полюс в Америку (воздушная экспедиция была прервана по техническим причинам). Экспедицию возглавил Г.А. Ушаков, его заместителем стал Н.Н. Зубов. На «Садко» базировалась самолёты-амфибии «Ш-2» (СССР Н-91, пилот М.С. Бабушкин) и «КР-1» (СССР Н-133, лётчик Г.П. Власов). Когда судно пересекло 81-ю параллель, начались поиски Земли Джиллиса с воздуха. Было совершено несколько полётов, но воздушная разведка не увенчалась успехом.
Журналисты Э. Виленский и М. Черненко в своей книге о плавании «Садко» сумели рассказать об атмосфере, царившей на борту:

«Разговоры о Земле Джиллиса не прекращаются ни на минуту. Книги, содержащие сведения об истории этой земли, путешествуют из каюты в каюту. Завязываются яростные споры. Все почему-то верят, что земля есть, что мы её увидим, нанесём на карту и прекратим затянувшийся двухсотлетний спор.

Данных, свидетельствующих о близости земли, немало. <…>

- Идёт самолёт!

Крик звучит как тревога. Сразу на палубу высыпали все свободные от работы. Словно поддразнивая нас, быстро отступил туман. Все с нетерпением ждут:

«Есть» или «нет»? <…>

Закончив подъём самолета, мы гурьбой вваливаемся в кают-компанию. Здесь Ушаков, Зубов, Николаев...

Власов докладывает. Осмотрев площадь радиусом в двадцать пять километров, пролетая иногда в ста – двухстах метрах над острыми шпилями ропаков, он тщетно всматривался в плотную пелену тумана.
Земля не обнаружена!

По решению командования экспедиция останется в районе белого пятна ещё день – два, чтобы использовать любую возможность для глубокой авиаразведки к северу. <…>

Решено ждать. Лучше потерять два-три дня, но попытаться ликвидировать загадку. <…>

Горькое разочарование принесла разведка. Земли нет. Может быть она скрыта где-нибудь в туманной дали. Но мы спешим дальше на восток. Время не ждёт»[3].
Карта плаваний «Садко» в 1934 и 1935 гг.
Радиограммы от 11 и 12 августа, рассказывавшие о полётах, были напечатаны в центральных газетах[4]. Тем не менее, Н.Н. Зубов считал, что «по многим признакам, перечислять которые нужно в отдельной статье», земля «всё же существует», «если в благоприятный год пошлём в этот район небольшой бот со специальной задачей, то эту землю можно будет найти»; проблема Земли Джиллиса оставалась среди трёх географических проблем, которые экспедиция на «Садко» так и не смогла разрешить[5].

Н.Н. Зубов в своей книге 1948 года описал своеобразный «сектор недоступности» к северо-востоку от Шпицбергена, куда ещё не подходило ни одно судно. Обнаружение небольших глубин по краям данного района позволяло, по его мнению, надеяться на находку. В то же время он писал: «…лично я иногда думаю, что Земли Джиллиса никогда не существовало, и, возможно, капитан Джиллис видел один из островов Земли Франца-Иосифа»[6].

Полёты самолётов ледовой разведки, выполненные в данном районе в 1950-х гг., доказали, что Земли Джиллиса не существует[7]. Географическая загадка была разрешена. Остались сомнения относительно того, что видели английский мореплаватель в 1707 году и некоторые наблюдатели в конце XIX – начале ХХ вв. Это могли быть ледяные острова, нагромождения торосов и т.д. Возможно, что и для истории каждого наблюдения Земли Джиллиса ответ со временем будет найден.
Почтовая марка к 125-летию со дня рождения Николая Зубова. Также на марке изображён ледокол Садко
Автор: М.А. Емелина, кандидат истор. наук, ведущий научный сотрудник ВИЦ СЗФО, старший научный сотрудник ААНИИ (Санкт-Петербург)
[1] Зубов Н.Н. 20 дней на Ледовом море (Баренцево море). М., 1932.
[2] Зубов Н.Н. Экспедиция на «Садко» // Советская Арктика. 1936. № 1. С. 42.
[3] Виленский Э., Черненко М. Высокие широты: 1-я высокоширотная экспедиция на ледоколе «Садко» 1935 г. Л., 1939. С. 117–118, 122.
[4] Правда. 1935. 13 августа; Известия. 1935. 17 августа.
[5] Зубов Н.Н. Экспедиция на «Садко» // Советская Арктика. 1936. № 1. С. 42, 50.
[6] Зубов Н.Н. В центре Арктики. М.–Л., 1948. С. 168, 174.

[7] Трёшников А.Ф. Их именами названы корабли науки. Профессор Визе. Профессор Зубов. Михаил Сомов. Л., 1978. С. 100.

ГЕРОИ