Российские правители вспоминали о северных окраинах страны обычно в двух случаях: по геополитическим мотивам (выход к морю, постройка стратегических объектов, поиски энергетических ресурсов) или если случалась какая-либо трагедия. В 1894 году два этих фактора сошлись. Осенью шторм на
Белом море погубил двадцать пять кораблей поморов, возвращавшихся с промысла, и множество семей было обездолено.
На помощь северянам пришла общественность. Первыми откликнулись члены Санкт-Петербургского отделения императорского общества для содействия русскому торговому мореходству. Они всегда «участливо относились к нуждам поморского населения – сильного духом, закалённого борьбой с суровой природой и сохранившего в неприкосновенной чистоте бытовые черты русской жизни». 30 декабря 1894 года при Обществе был создан Комитет для помощи поморам Русского Севера. По докладу С.Ю. Витте император Николай II разрешил начать сбор средств для помощи поморам, а для начала выдать Комитету 5 тысяч рублей из казны. Покровителями Комитета для помощи поморам стали великий князь Александр Михайлович и его супруга Ксения Александровна – сестра императора Николая II.
В состав Комитета для помощи поморам Русского Севера (КПП) вошли: председатель – Пётр Александрович Фадеев, заведующий делами Михаил Фёдорович Мец – председатель Санкт-Петербургского отделения Общества для содействия русскому торговому мореходству (в доме М.Ф. Меца располагался КПП), члены комитета (в разное время): архангельский губернатор
Александр Платонович Энгельгардт, отец Иоанн Сергиев (Кронштадтский), генерал Андрей Андреевич Боголюбов – меценат культуры, знаток Севера (патрон художника
А. Борисова), купец-помор Н.И. Гунин, «непременные члены» К.К. де Риппас, К.И. Михайлов, Ф.Н. Чернышёв и др.
Из Устава Императорского Общества Судоходства следовало, что Комитет для помощи поморам Русского Севера состоит при этом обществе на следующих условиях:
«Комитет действует вполне самостоятельно, озабочивается распространением своей деятельности на всё население, занимающиеся промыслами на водах Империи», использует собранный им капитал для оказания помощи семьям погибших поморов «назначением единовременных и пожизненных пенсий, а в особых случаях предоставлением нуждающимся поморам ссуд». Помимо филантропический деятельности, Комитету предписывалось также «всестороннее изучение быта поморов и проектирование мер, способствующих развитию их промыслов и, вообще, благоустройству Русского Севера».Север России в конце XIX века представлял собой, по выражению современника, «пасынка Российской империи». Ещё более метко дал характеристику ситуации один из архангельских губернаторов: «
на Русском севере царствует административный и экономический хаос, убивающий развитие жизни богатого края». И не потому, что на Севере Европы нельзя было жить достойно: в соседней Норвегии были хорошие шоссейные и пешеходные дороги, пароходное сообщение, в посёлках – все блага цивилизации: школы, магазины, телеграф, отели, банки, театры, аптеки, столовые и даже фотоателье. На русском Мурмане в селениях не были ни дорог, ни средств связи. По мнению исследователя севера Г.Ф. Гебеля, жизнь на Русском Мурмане могли бы оживить следующие мероприятия: «усиленная колонизация Мурмана беломорскими рыбаками, зимнее пароходство, соединение …становищ с остальным миром телеграфом, учреждение должности рыбного инспектора, ссуды для образования рыбацких артелей, увеличение числа маяков, башен, бакенов, обозначающих фарватеры, проверка морских карт, устройство молов, организация спасательной части в открытом море, устройство кредитного учреждения на Мурмане».
Для решения хотя бы части этих вопросов при КПП была учреждена Северная комиссия.
Комплекс мер, предложенных Северной комиссией Комитета для помощи поморам Русского севера, был весьма обширен и… несколько утопичен. Вот что предполагалось провести в жизнь (перечень приводится по документам начала ХХ в. и частично в оригинальном правописании).
К первоочередным мерам было отнесено: «Помощь пострадавшим на море и осиротевшим семействам:
- сбор пожертвований,
- учреждение местных попечительств,
- устройство приютов,
- страхование судовой команды,
- распространение дела помощь населению, занимающемуся морскими промыслами».
Второй эшелон мер был направлен на «развитие северного флота:1. содействие судостроению,
2. страхование судов,
3. кредит под суда,
4. торговый кредит,
5. высшее училище мореходства и судоходства,
6. охрана леса для судостроения,
7. облегчение судоходства в отношении таможенных порядков».
Третья категория мер была связана с «улучшением условий плавания в северных водах:- обстановка морскими знаками и устройство маяков,
- издание морских карт,
- устройство гаваней,
- спасательные средства,
- издание метеорологических и гидрологических сведений».
Четвёртый раздел программы значился как «Морские и речные промыслы:- научные исследования,
- издание описаний промысловых животных (зверей, рыб, птиц и пр.),
- издание промысловых карт и руководств,
- охрана промысловых богатств,
- инспекция рыбных и звериных промыслов,
- рассылка промысловых телеграмм,
- улучшение способов лова рыбы и заготовление рыбных продуктов,
- обеспечение промышленников хлебом и солью,
- склады рыболовных снастей и страховка их,
- снабжение промышленников наживкой,
- содействие морскому звериному промыслу,
- снабжение ружьями для звериных промыслов,
- содействие жемчужному и др. промыслам,
- сбыт продуктов промысла,
- выработка типов промысловых судов,
- содействие постройке этих судов,
- устройство промышленных станов и бань,
- устройство рыбацких артелей,
- рыбацкие школы и курсы,
- заботы о зуйках.
Кроме того, отдельными параграфами в проектах деятельности Северной комиссии КПП входили вопросы развития Мурмана («
русское заселение,
зимние и сухопутные сообщения, канал на перешейке Рыбачьего полуострова, устройство складов, школ, бань, врачебная помощь, издание описаний Мурмана), а также Печорского края и новоземельских промыслов, охраны морских территориальных вод Русского Севера, морских сообщений с Обью и Енисеем и многое другое.
В 1896 году в сотав Северной комиссии вошли видные деятели науки: академики Б.Б. Голицын, Ф.Н. Чернышёв, М.А. Рыкачёв, профессора А.А. Бялыницкий-Бируля, Г.И. Танфильев, И.Б. Шпиндлер, В.В. Заленский, Н.М. Книпович (секретарь комиссии), генеральный консул в Норвегии А.А. Теттерман, а также военный гидрограф М.Е. Жданко (автор книги «Очерк гидрографических работ, исполненных в Ледовитом океане летом 1894 года». Кстати, его племянница – Ерминия Жданко – участвовала в
экспедиции Г. Брусилова на шхуне «Св.Анна»). Северной комиссией были определены неотложные меры для улучшения экономического положения Русского Севера. Как писала пресса, на добровольные пожертвования заинтересованных людей Комиссия планировала
«произвести всесторонние систематические исследования, каковых до сих пор … не производилось».Главным детищем Северной комиссии КПП с 1897 года стала научно-промысловая экспедиция на Мурман. Следует оговориться, что идея эта Комитету не принадлежала, и если бы научно-исследовательская работа учёных и практическая деятельность Комитета протекали отдельно, вполне возможно, успешными были бы оба предприятия. Но то, что экспедицию поручили патронировать КПП, привело к гибели самого Комитета.