Мотюмяку Сочуптеевич Турдагин
Профессиональный нганасанский художник, член Союза художников СССР и РФ, почетный гражданин Таймыра
(1939-2002)
Мотюмяку Сочуптеевич родился 10 сентября 1939 года в фактории Усть-Боганида Авамского района в многодетной нганасанской семье. Первыми художественными произведениями Мотюмяку были вырезанные на льду замерзшего озера рисунки. Он изображал оленей и собак, фигуры людей, виды стойбищ.

В 1959 года окончил Волочанскую среднюю школу. После окончания школы поступил в Красноярское художественное училище имени В. И. Сурикова. Учеба шла успешно, в училище его опекал известный художник В. И. Мешков, однако на каникулах Мотюмяку Турдагин приехал в оленеводческую бригаду и отправился кочевать с родными по Авамской тундре. Там он встретил свою будущую жену и в училище больше не вернулся. Год, проведенный в стенах училища, не прошел для него бесследно. В это время были заложены основы его профессионального мастерства.

С детства Мотюмяку учился навыкам охотничьего и рыболовного мастерства, ориентироваться в тундре, определять погоду по птичьему полету и изменению ветра. Уникальная и своеобразная природа родной тундры, традиции и обычаи предков, затейливые орнаменты и узоры, создаваемые матерью, - все это в дальнейшем станет сюжетами его картин.

Мотюмяку Турдагин работал пастухом оленьего стада в совхозе «Волочанский», охотником, заместителем бригадира оленеводческой бригады, заведующим Красным чумом пос. Пайтурма. Рисовал урывками, в редкие часы досуга. Кочевая жизнь, постоянное общение с людьми тундры, родная природа – все это подсказывало художнику новые темы, рождало новые образы для творчества. В выставках мастеров самодеятельного и профессионального творчества М. С. Турдагин участвовал с 1957 года.
Картины и рисунки его, выполненные тушью и акварелью, экспонировались на выставках в городах России: Дудинке, Норильске, Красноярске, Москве, Нарьян-Маре и за рубежом: Германии, Канаде, Франции, Японии. Позже он учился в творческой мастерской В. И. Мешкова в городе Красноярске, знакомился с техникой гравюры, офорта (1969). В последующие годы художник, увлеченный техникой гравирования, создал ряд офортов: «Чужой», «Мастерица», «Чаепитие в пути» и др. Подлинное признание таланта пришло к художнику в конце 1980-х годов.

С 1985 г. Мотюмяку Турдагин работал художником в окружном краеведческом музее, мастером сувенирного производства в молодежном центре ОК ВЛКСМ, был консультантом по вопросам культуры малочисленных народов Таймыра в акционерном обществе «Регион», научным сотрудником в Музее освоения и развития Норильского промышленного района, а с 1995 г. до конца жизни — мастером по декоративно-прикладному искусству в Таймырском окружном центре народного творчества.

В 1988 году ему было присвоено звание народного мастера России, а в 1999 году, в день 60-летия художника, – звание Почетного гражданина Таймыра. Был членом Союза художников Российской Федерации.
«Мотюмяку» по-нганасански – «счастливый»
История о первом профессиональном нганасанском художнике
Мотюмяку Турдагин. Морозное утро (1989. Бумага, акварель. 52,7х39,4. Фонд Таймырского краеведческого музея)
Мотюмяку в детстве рисовал на льду замерзшего озера: художественный дар невозможно унять – как зуд. К тому же в тундре все вырастают нечеловечески памятливыми, наблюдательными и работящими. А когда к таланту и навыкам прибавляется еще и удача – успех гарантирован.
Мотюмяку Турдагин. Пороги р. Хетта (1996. Бумага, акварель. 24x31,5. Фонд Таймырского Дома народного творчества)
И удача Турдагина не оставляла: три человека вытаскивали его из колеи предопределенной судьбы тундровика и помогли стать тем, кем он таки стал: Г.С. Забелкина, заметившая и поддерживавшая талант школьника; репрессированный архитектор и художник Николай Тороцко, которого Мотюмяку считал своим первым учителем (история Тороцко, как и истории других репрессированных творческих людей, повлиявших на культуру Арктики и Сибири, заслуживает отдельного рассказа). И – красноярский художник Владимир Мешков, активно продвигающий способного нганасанского юношу, которого считал «художником от Бога». 

А Мотюмяку Турдагин поступил в красноярское художественное училище и ушел, не закончив – «вести свой аргиш». Завел семью, 10 детей, но никогда не прекращал заниматься графикой, живописью, малой пластикой. При этом в его трудовой книжке нет записи «художник».
Мотюмяку Турдагин. Река Щучья (1996. Бумага, акварель. 30x42. Фонд Таймырского Дома народного творчества)
3 августа 2002 года художник ушел из жизни.

Его имя присвоено волочанскому Дому культуры, творческой стипендии для КМНС и художественному конкурсу, который осенью 2022 года пройдет в шестой раз.

Искусство Турдагина называли «сакральным» – и тому есть причины. Он умел выражать невыразимое.
Сильный художественный дар обычно строг и ответственен. А древняя культура, к которой принадлежал художник, определила и меру вкуса, и глубину метафоричности, и уважение к духовному миру – это считывается зрителем.
Мотюмяку Турдагин. Собрание Таймырского Дома народного творчества
Нганасан осталось всего 700 человек. Их история запечатлена в декоративном искусстве и быту, в устном творчестве и песенном фольклоре – медитативно музыкальном и поэтичном. Стоит послушать, как завораживающе нганасаны из рода Турдагиных наговаривают-напевают ситаби – героические поэмы о богатырях (особенно хорош женский вариант).

И нганасанин Турдагин по имени Счастливый с детства наблюдал, запоминал, изучал всё, что касалось бытия, истории и культуры своего и других коренных северных народов, Он проиллюстрировал «Нганасанскую фольклорную хрестоматию», словарь-разговорник «Язык нганасан» и книгу «Происхождение нганасанского народа», задумал серию графических листов с изображениями родовых знаков, и всё, что он успел сделать – ценнейший материал для искусствоведов и этнографов. Своим искусством он проиллюстрировал и свою жизнь: мы смотрим на виденный им мир его глазами. Это ли не магия?
Тайна черного квадрата и картина без гвоздя
Как-то Мотюмяку Турдагин, участвуя в сьемках фильма, посвященного памяти Бориса Молчанова, высказал свою давнюю идею, которую все принимали за шутку (этот эпизод описывает Н.В. Левочкина в посвященной Турдагину монографии): «Вот говорят – Малевич, Малевич... квадрат Малевича... Вот смотрите (показывает на нганасанскую парку с черным квадратом на спине): я иногда думаю – черный квадрат этот был создан – уж не знаю, в каком веке, но, во всяком случае, это придумано нашими женщинами за много лет до рождения Малевича. Почему у нас сделан сзади квадрат? Раньше наши шаманы считали, что мы – пришельцы, то есть пришельцы откуда-то из невидимой... из космоса, что ли...».
Мотюмяку Турдагин. Иллюстрация к сказке «Человек и волк» (1998. Бумага, тушь, перо)
Больше работ М.С. Турдагина можно увидеть здесь.
Автор: Анна Щетинина, специально для GoArctic
Список использованной литературы:

1.Левочкина Н.В. Мотюмяку Турдагин. Жизнь и творчество. - М.: Компания Спутник+, 2006.
2.Простор линий, фантазия, легкость руки…: к  75-летию нганасанского художника М. С. Турдагина: [биобиблиографическое пособие] / сост. А. А. Дагинтен, Н. О. Бабийчук; отв. за вып. К. И. Тлехугова; МБУК «Дудинская ЦБС». – Дудинка, 2014.
ГЕРОИ