Михаил Михайлович Сомов
Участник Высокоширотных воздушных экспедиций «Север-2» и «Север-4», один из первооткрывателей хребта Ломоносова
(1908-1973)
Михаил Михайлович Сомов – океанолог, полярный исследователь, один из немногих Героев Советского Союза в мире науки и путешествий. Он – потомственный исследователь океанских глубин, его отец был гидробиологом. Сомов внёс неоценимый вклад в исследования Арктики и Антарктиды.

В 1938 году Михаил Михайлович впервые принял участие в арктической экспедиции, изучал дрейф льдов. Тогда он подтвердил существование антициклонального движения льдов вокруг центра, расположенного в районе с координатами 75-80 с.ш. и 120-150 з.д.

Во время войны служил в Беломорской флотилии, руководил ледовыми операциями Главсевморпути. В 1942 году участвовал в защите Диксона от крейсера «Адмирал Шеер».

В октябре 1945 года как исследователь участвовал в воздушном полёте над Северным полюсом и в высокоширотных воздушных экспедициях «Север-2» и «Север-4». Михаил Сомов – один из первооткрывателей хребта Ломоносова.

В 1950-1951 годах руководил полярной станцией «Северный полюс-2», обнаружил и исследовал проникновение в Арктику тихоокеанских вод. В 1955 году Сомов возглавлял первую Комплексную антарктическую экспедицию (КАЭ) АН СССР. Михаил Михайлович открыл первую советскую научную обсерваторию в Антарктиде – «Мирный» – 13 февраля 1956 года, организовал экспедицию вглубь континента, результатом которой стало открытие ещё одной научной станции – «Пионерская», а позднее (15 октября 1956 года) – станции «Оазис», в районе оазиса Бангера на берегу озера Фигурного.

В июле 1957 года Сомов был назначен заместителем директора по антарктическим исследованиям ААНИИ. На основании результатов наблюдений КАЭ под руководством М.М. Сомова опубликованы первые тома трудов Советской антарктической экспедиции. В 1962 году Сомов стал начальником Восьмой сезонной Советской антарктической экспедиции. Михаил Михайлович представлял Советский Союз в Специальном комитете по антарктическим исследованиям (ныне Научный комитет по антарктическим исследованиям (SCAR)) с момента его создания в 1958 году по 1964 год.

Автор ряда научных работ по проблемам арктических течений и льдов, книги «На куполах Земли». Соратники запомнили его как чуткого и остроумного руководителя, настоящего вожака, не терявшегося в экстремальных ситуациях.

Михаилу Сомову посвящен целый ряд филателистических артефактов.
В 1977 году Минсвязи СССР выпустило маркированный почтовый конверт, посвященный М.М. Сомову
А еще в 1980 году Почта СССР выпустила марку, посвященную научно-экспедиционному судну «Михаил Сомов» (постройки 1975 года), которое ходит до сих пор. На марке – барельеф М.М. Сомова
Маркированный почтовый конверт, посвященный М.М. Сомову, 1998 г.
Советская почтовая марка в честь М.М. Сомова
В 2008 году, к 100-летию со дня рождения М.М. Сомова, появилось сразу два филателистических сувенира, в том числе – от Почты России
«Михаил Сомов»: корабли и люди
В честь Михаила Михайловича названо научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов». Оно было заложено на Херсонском судостроительном заводе в 1974 году и спущено на воду уже летом следующего, 1975 года. Длиной новый корабль был 133 метра, шириной – 18,8, а высота бортов – 11,6 метров.

Толстый и прочный корпус, главный двигатель мощностью в 7000 лошадиных сил обеспечивали ему способность работать в ледокольном варианте с проходимостью сплошного льда толщиной до 70 см, пробивая ледовые поля до 100 см. При плавании же во льдах с трещинами и разводьями -- и вовсе до 120–150 см!

Больше ста пассажиров могло быть на его борту, а в задней части судна располагалась вертолётная палуба, с которой взлетал МИ-8.
НЭС «Михаил Сомов» на рейде Архангельска. Фото В. Михайлова
Подъём Государственного флага СССР на «Михаиле Сомове» состоялся 8 июля 1975 года, которое отныне считалось днём его рождения. Новое судно было передано в Институт Арктики и Антарктики под командование капитана М.Е. Михайлова 30 июля 1975 года. И уже 2 сентября того же года дизель-электроход «Михаил Сомов» вышел в свой первый рейс. А затем их будет ещё двадцать! Советских и российских Антарктических экспедиций.

Самое известное антарктического испытание, к которому было приковано внимание многих людей, случилось в море Росса в 1985 году, когда при работах в районе станции Русская тяжёлые льды сковали «Сомова», и случились события тех 133 дней, о которых был недавно снят фильм «Ледокол», исказивший, к сожалению, не только историческую правду того времени, но и сам облик советских полярников.

Однако «Сомов» был в ледовом плену ещё дважды: в 1977 году возле станции Ленинградская и в 1991 – у станции Молодёжная. Это были не менее героические моменты обычной работы зимовщиков, моряков и лётчиков полярной авиации.

Михаил Михайлович Сомов мог бы гордиться славной историей судна, носящего его имя.

Но всему приходит свой черёд, многие трудные походы состарили «Михаила Сомова», и с 2000 года он перешёл из Санкт-Петербурга в Архангельск, в Северное Управление Гидрометслужбы и стал уже основным арктическим научным судном, связывая с материком труднодоступные полярные станции от Баренцева до Чукотского морей. Всё-таки не так далеко, как до Антарктиды, куда уже в таком «почтенном» возрасте ходить нельзя.

Почти полвека в строю советский ветеран, и нет ему пока замены… Всё ещё крепкий, проходящий ремонты и модернизации, служит «Михаил Сомов» верой и правдой полярной науке. Разве что поменял цвет: был он красно-белый, был чёрно-белый, как, например, в легендарном дрейфе 1985 года, а теперь чёрно-красный, какие нынче наши атомные ледоколы.
У острова Хейса в 2012 году в «старом цвете». Фото предоставлено автором
У острова Земля Георга в 2021 году в новом имидже. Фото предоставлено автором
Востребованность «Михаила Сомова» не уменьшается, а только возрастает в последние годы. Новые экспедиции, проекты по изучению редких животных Арктики требуют большого судна, на котором базируется вертолёт, где есть лаборатории и условия для размещения научного оборудования. Как и раньше, с портрета в кают-компании экипажа смотрит на новое поколение Герой Советского Союза, доктор географических наук, М.М. Сомов. Как и раньше, борта легендарного судна раздвигают ледяные поля.
Капитанский мостик (ходовая рубка) «Михаила Сомова». Здесь чувствуется незримое присутствие самых известных капитанов и полярников страны. Фото предоставлено автором
Авторы: Аркадий Романов, специально для GoArctic. Лица Арктики: после 1917 года. Часть первая https://goarctic.ru/kultura/litsa-arktiki-posle-1917-goda-chast-pervaya/
Иван Андреевич Мизин, зоолог, к.б.н., заместитель директора по научной работе национального парка «Русская Арктика». «Михаил Сомов» и «Академик Фёдоров»: корабли и люди https://goarctic.ru/kultura/lyudi-i-korabli-bez-kotorykh-net-polyarnykh-issledovaniy/
ГЕРОИ