Про мореходство «прибрежных обывателей», под которыми, в том числе, надо понимать и поморцев, Рейнеке сообщает следующее:
«К сожалению, они не знают науки мореходства. Искусство кораблевождения приобретают они по изустным преданиям отцов или из рукописных лоций, составляемых опытнейшими из грамотных кормщиков. Путеводителями их в прибрежных плаваниях по Белому морю и в Норвегию служит память и наглядный вид берегов. В открытом море — компас весьма плохого устройства показывает им путь на перевал к Шпицбергену и Новой земле. По образу строения и вооружения судов не в состоянии они бороться с противными ветрами и обыкновенно спускаются в ближайшее становище, а в открытом море теряют при этом счисление и продолжают путь к назначенному месту наугад».(25)Однако дальше Рейнеке упоминает о совершенствовании в морском деле у поморцев:
«С недавнего времени многие из поморцев стали привыкать к употреблению морских карт, перевооружать свои суда гальясами и даже строить бриги и шхуны, если смогут по состоянию».(26) В «Приложении к частным описаниям городов» в разделе о городе Кемь Рейнеке весьма подробно сообщает об открытом в этом уездном городе мореходном училище для обучения морскому делу «поморцев», как результате просветительской политики властей в мореходном деле. Дальше мы приведём этот примечательный фрагмент из текста М. Ф. Рейнеке полностью:
«Кроме учреждённого в 1822 году уездного училища, в котором четыре преподавателя и до 50 учеников разных сословий, в Кеми преподаётся с начала 1842 года молодым поморцам шкиперский курс, т. е. мореходные науки. Это полезное училище учреждением своим обязано министру финансов графу Канкрину. Оно доступно всем поморцам от 15 до 20 лет, знающим грамоту. Преимущественно же принимаются те, которые обучались в уездном или приходском училищах и, следовательно, знают начала арифметики. Первые два года ученики содержались собственным иждивением и ходили в класс только для слушания уроков. Впоследствии для облегчения бедных крестьян соседних деревень правительство приняло на себя и полное содержание учеников в числе 20 человек. Они живут в доме, нанимаемом для этого училища, и получают от казны пищу и одежду.Им преподают: Закон Божий, необходимые правила арифметики, геометрии, навигации и астрономии, не входя в теоретические подробности, практические правила кораблестроения и кораблеправления и гражданские законы, относящиеся до торгового мореходства. С приморскою географиею и съёмкою берегов знакомятся ученики в беседах с преподавателем вне классного времени. Учение продолжается с 1 октября по 1 мая ежедневно по 4 часа. Курс наук оканчивается два года. Следовательно, ученики разделяются на два класса. Летом в первые годы по учреждению Курса ученики ходили в море на казенном судне, посылаемом из Архангельска для осмотра маяков. Потом для практического плавания учеников нанимали суда у поморцев. А теперь куплена для этой цели небольшая шхуна, построенная в деревне Сороке. Некоторые ученики по желанию их увольняются на лето для промыслов в помощь их родственникам.По окончании курса ученики держат экзамен в училище и, получив аттестаты, без всяких условных преимуществ возвращаются в свое сословие, чтобы улучшить мореходство, промыслы и торговлю своих семейств, что и составляет главную цель учреждения училища. Некоторые ученики по выпуску из училища ходят на русских коммерческих судах матросами, чтобы ещё более ознакомиться с купеческим мореплаванием и торговлею. Но совершенное отчуждение их от своей родины, как например — поступление навсегда в службу на иногородние купеческие суда — противно начальной цели учреждения и вредно для поморской промышленности. Впрочем, они могут держать экзамен на звание коммерческого шкипера на общем основании законов. Несколько учеников уже получили это звание по экзамену в училище торгового мореплавания в Санкт-Петербурге, куда поступали они по окончании обучения в Кемском или Архангельском шкиперских курсах.Училищем заведует преподаватель шкиперского курса [подпоручик К. Ф. Храмцов]. Помощниками имеет он только боцмана и тимермана [старшего корабельного плотника] из отставных, опытных в своем деле. Главный надзор над этим училищем, равно как и над шкиперским курсом, учрежденным в Архангельске, поручен от министерства финансов морскому начальству Архангельского порта. Ныне заведует обеими училищами лично как попечитель контр-адмирал П.Ф. Кузмищев».(27)Весьма обстоятельно Рейнеке поведал и о судостроительном деле у «прибрежных обывателей» Белого моря, включая в их число и поморцев. Он сообщил, что постройку судов они производят в своих деревнях, заготовляя для этого лес с ближайших рек. Однако рангоут и доски чаще берут из Архангельска.(28)
Рейнеке подробно рассказывает о типах их традиционных судов: лодьях,
кочах или кочмарах (sic.! малых лодьях о двух мачтах), шняках, раншинах, карбасах и тройниках.(29) Дальше М. Ф. Рейнеке сообщает о «прогрессе» в судостроении у поморцев: «Теперь в Кеми строят вместо лодей шхуны и гальясы».(30) В 1830 году жители только Сумского посада имели: 1 бриг, 1 шхуну, 35 лодей и до 30 шняк и раншин, не считая тех судов, что на зиму оставались в становищах на Мурманском берегу.(31) «Сумляне считаются лучшими в том крае строителями судов, а некоторые занимаются при том столярным и малярным мастерством», — замечает М. Ф. Рейнеке.(32)
Жители города Кемь, не считая других поморских селений, в 1830 году имели до 60 лодей и до 50 шняк и раншин.(33) «Теперь, как и в других поморских селениях, в Кеми многие судохозяева строят вместо лодей шхуны и гальясы».(34) «Ремесленников, кроме занимающихся судостроением, в Кеми нет. Все домашние потребности, глиняная и деревянная посуда привозятся из Архангельска».(35)
Итак, можно подвести итог. Труды М.Ф. Рейнеке хронологически по времени стали первым самым обстоятельным и конкретным научным описанием поморов на Белом море. А поскольку в отношении хронологии труды М.Ф. Рейнеке были не только первыми, но и весьма качественными, то они получили вполне заслуженную популярность у последовавших за ним других описателей Архангельской губернии. У них мы иногда наблюдаем прямое заимствование отдельных поморских сюжетов у Рейнеке с буквально дословным их переписыванием. Кроме того, в случае Рейнеке надо обратить внимание на то, что именно его труды в отношение описания поморов внешне создают устойчивую традицию. Вслед за Рейнеке (и не обязательно в какой-либо связи с ним) в большинстве описаний Архангельской губернии с середины ХIХ века по 1914 год утверждается, что поморы — это жители Поморья в Кемском уезде, то есть всего лишь часть прибрежного населения Белого моря. Означенное обстоятельство должно быть особенно удивительным для всех современных
поморских исторических мифотворцев.