Менее чем через десять месяцев, 23 июля, на трассу вылетела комиссия ГУ ГВФ по обследованию и приёмке аэродромов. В отчёте комиссии записано, что к началу октября 1942 года на трассе введено десять аэродромов: ранее действовавшие Красноярск и Якутск и восемь новых. Базовые — Киренск, Сеймчан и Уэлькаль, промежуточные и запасные — Алдан, Олекминск, Оймякон, Берелех и Марково. А также строятся запасные аэродромы с грунтовыми ВПП — Бодайбо, Витим, Усть-Мая, Хандыга, Зырянка, Анадырь. Некоторые из них – только зимнего действия.
Как проходило строительство аэродромов?
В итоговом докладе ГУ ГВФ о строительстве Алсиба отмечено:
«Большую помощь в строительстве и освоении трассы оказал Дальстрой НКВД, построивший два базовых и шесть промежуточных аэродромов…».Дальстрой и его заключённые стали единственной возможностью на огромных пустынных просторах севера и Арктики выполнить задачу по строительству аэродромов.
Жилой посёлок
Уэлькаль в 1942-м году представлял собой всего несколько чумов на берегу Берингова моря. На прибрежной косе рабочие Дальстроя НКВД укладывали деревянные бруски, привезённые судном из
Игарки. Эти бруски в виде клеточного каркаса заполняли мелким гравием, смешанным с глиной и песком. На баржах из Владивостока привезли стройматериалы, удалось сгрузить гвозди, а вот лес доставали прямо из ледяной воды. Вручную распиливали его на плахи.
Всё первое жильё у аэродрома было построено самым быстрым способом. Столовая и ещё пара домов, несколько яранг системы инженера Свиньина с фанерными стенами и кровлей из толя, металлическое бочкообразное помещение, приспособленное для жилья, и хозпостройки. Вольнонаёмным приходилось спать на нарах, на оленьих шкурах. Питались консервами, концентратами, сухими овощами. Рабочих не хватало, но за лето было разгружено двенадцать пароходов. Всего на строительстве ВПП работали двадцать три бригады.
Первый корабль с грузом прибыл в Уэлькаль 13 августа, а уже 25 сентября 1942 года аэродром был принят во временную эксплуатацию!