Георгий Алексеевич Ушаков
Советский исследователь Арктики, доктор географических наук, автор более 50 научных открытий
(1901-1963)
Выдающийся исследователь Арктики Георгий Алексеевич Ушаков родился 30 января 1901 года в селе Лазарево (сейчас Еврейская автономная область) в семье амурских казаков.

В 1916 году окончил Второе высшее начальное четырёхклассное городское училище им. П. Ф. Унтербергера в Хабаровске (ныне средняя школа № 35 им. В. И. Ленина в Хабаровске).

В первую экспедицию он отправился пятнадцатилетним мальчишкой. Его наставником стал Владимир Арсеньев – легендарный путешественник.

По рекомендации Арсеньева Георгий Ушаков в 1921 году поступил на географический факультет Дальневосточного университета во Владивостоке, но окончить его не позволила Гражданская война. И всё же в 1924 году Георгий Алексеевич стал действительным членом Дальневосточного краевого географического общества.

В 1926–1929 годах был первым представителем России по управлению и заселению островов Врангеля и Геральд.

Участвовал в знаменитых экспедициях на Северную Землю в 1930–1932 годах. Совместно с Н. Н. Урванцевым, В. В. Ходовым и С. П. Журавлёвым составили первую карту архипелага Северная Земля, открыли пролив Шокальского, месторождение оловянных руд. Этой экспедиции посвящена книга «По нехоженой земле».

В 1934 году назначен уполномоченным правительственной комиссии по спасению экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», затонувшего в Чукотском море.

В 1935 году возглавил Первую высокоширотную экспедицию Главсевморпути на ледокольном пароходе «Садко». Тогда полярники установили мировой рекорд свободного плавания за Полярным кругом и сделали ряд географических открытий.

Ушаков был первым начальником Главного управления Гидрометслужбы СССР.

Награждён орденами Ленина, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. Георгию Ушакову принадлежит более пятидесяти географических и научных открытий.

Согласно завещанию полярника, его похоронили на Северной Земле, на острове Домашний.

Именем Георгия Ушакова названы поселок Ушаковское и мыс Ушакова на острове Врангеля; река Ушакова на архипелаге Северная Земля; мыс Ушакова на острове Нансена; остров Ушакова в Карском море; горы Ушакова на Земле Эндерби в Антарктиде; несколько морских судов СССР; коса Георгия Ушакова (Чукотское море, остров Врангеля). Также в честь участников первой советской экспедиции на Северную Землю в 1930–1932 годах Георгия Алексеевича Ушакова, Николая Николаевича Урванцева, Василия Васильевича Ходова и Сергея Прокопьевича Журавлева назван западный мыс острова Домашний – мыс Четверых.

Георгию Алексеевичу Ушакову посвящен целый ряд филателистических артефактов.
В 1985 году Минсвязи СССР выпустило художественный маркированный конверт, посвященный Г.А. Ушакову
В 1997 году в серии «Полярные архипелаги России» был выпущен художественный маркированный конверт, посвященный Г.А. Ушакову и острову Врангеля
Портрет Ушакова на художественном маркированном конверте Почты России 2000 года
В 2011 году 110-летие со дня рождения Г.А. Ушакова было отмечено специальным гашением
Остров «во что бы то ни стало»
Вопрос о колонизации острова Врангеля дважды рассматривался на заседаниях Совета труда и обороны СССР, а 26 марта 1926 года было принято постановление, в котором предписывалось создать на острове постоянное советское поселение, для чего организовать экспедицию. Заниматься этим должны были Дальревком и Совторгфлот.

Любые действия в Восточной Арктике в 1920-е годы всегда оказывались более трудноисполнимыми, чем на западе. Все крупные ледоколы – «Красин», «Ленин», «Ермак» – в Ленинграде, ледокольные пароходы «Малыгин» и «Георгий Седов» – в Архангельске. Даже само понятие «Северный морской путь» пока применялось в основном к трассе на Обь и Енисей – здесь работали Карские товарообменные экспедиции. Акционерное общество «Комсеверпуть» не занималось Дальним Востоком. Первые транспортные рейсы на Колыму, с которых начиналось освоение восточного участка будущего Севморпути, вообще проходили без ледокольного сопровождения.

Именно главный герой этих первых Колымских рейсов – пароход «Ставрополь» – доставил в 1926 году на остров Врангеля первых советских поселенцев во главе с Георгием Алексеевичем Ушаковым.

Когда встал вопрос о подготовке экспедиции на остров Врангеля, Ушаков, страстно мечтавший работать в Арктике, настойчиво предлагал свою кандидатуру, упирая, прежде всего, на свою большую практику трудных походов (опыт этот включал не только экспедиции в тайгу, но и участие в партизанском движении). И, в конце концов, победил, став первым советским начальником острова Врангеля.

В 1926 году на пароходе «Ставрополь» под командованием капитана П.Г. Миловзорова колонисты – Г.А. Ушаков, врач Н.П.Савенко (оба – с жёнами), маленькая артель русских промышленников и несколько эскимосских семей из Провидения – отправились в путь. На южном берегу острова, в бухте Роджерса, была основана первая советская фактория (позднее – село Ушаковское). Радиосвязи у колонистов не было. Несмотря на все трудности, начальник острова сумел так поставить работу, что традиционных бедствий полярных экспедиций – голода и цинги – удалось благополучно избежать.
Ушаков внимательно изучал быт и охотничьи практики эскимосов, у которых пользовался огромным авторитетом. Его книга «Остров метелей», написанная о жизни на острове, содержит множество интереснейших этнографических зарисовок. Хотя главной целью колонистов была организация промысла (и с этим начальник блестяще справился), Георгий Алексеевич провёл большую исследовательскую работу – составил карту острова по материалам собственной топографической съёмки, собрал геологическую коллекцию, вёл метеонаблюдения.
Г.А. Ушаков на острове Врангеля. Автопортрет
Смена Ушакова провела на острове Врангеля три года. Ни в 1927, ни в 1928 годах ни одно судно не пришло в бухту Роджерса. До острова добирались только лётчики. В 1927 году в бухте приводнились два гидроплана под управлением полярных пилотов Э.М. Лухта и Е.М. Кошелева. А 28 июля 1929 года на остров Врангеля прилетел на самолёте «Юнкерс В-33» Г.Д. Красинский, представитель Наркомторга и один из деятельных организаторов полярной авиации в Восточной Арктике. Самолёт пилотировал известный лётчик О.А. Кальвица. Именно от них Ушаков и колонисты узнали, что на остров для снабжения фактории и смены зимовщиков идёт судно – ледорез «Фёдор Литке».

«Фёдор Литке» – одно из самых известных, знаковых судов героической эпохи советского полярного проекта, не был настоящим ледоколом. Обводы не позволяли «Литке» выдвигаться носом на лёд и ломать его тяжестью корпуса, как это делают «классические» ледоколы со времён кронштадтского «Пайлота», построенного в 1864 году. Тип судов, к которому относился «Литке», обозначают как «ледорез», и другого судна такого типа в нашей стране (да и в мире) не было. Прочный, рассчитанный на зимние рейсы по замерзающим акваториям, «Литке» мог ломать форштевнем тонкий лёд и расталкивать в стороны льдины, но для борьбы с тяжёлым арктическим льдом не предназначался. Тем не менее все самые славные страницы истории этого судна связаны именно с Арктикой, в их числе – сквозной проход по Северному морскому пути за одну навигацию с востока на запад в 1934 году и тот самый рейс к острову Врангеля в 1929 году.

«Фёдор Литке» – четвёртое по счёту и последнее имя ледореза, построенного в 1909 году на британской верфи «Виккерс» под названием Earl Grey («Граф Грей»). «Граф Грей» должен был обеспечивать зимние навигации на реке Св. Лаврентия. Комфортабельный, с изящными обводами, ледорез при водоизмещении в 5500 тонн; 83,2 м длины и 17,4 м ширины имел осадку в 8,6 м, водоизмещение и мощность машин 7000 л.с. Максимальная скорость судна достигала 19 узлов.
«Эрл Грей». Начало 1910-х гг.
В 1914 году Российская Империя купила «Эрл Грей» у Канады для Управления морским транспортом Беломорско-Мурманского района. Под новым именем «Канада» судно прослужило на Белом и Баренцевом морях всю Первую мировую войну.

В годы иностранной интервенции англичане использовали «Канаду» для сообщений между Архангельском и Мурманском. В 1920 году, уже под красным флагом и новым именем «III Интернационал», ледорез участвовал в спасении ледокольного парохода «Соловей Будимирович», затёртого льдами в Карском море.

В 1921 году судно вновь было переименовано – в честь выдающегося русского военно-морского деятеля, исследователя Арктики, адмирала Фёдора Петровича Литке (1797–1882).
«Литке» у причала в Архангельске. 1935 г.
В 1923 году «Фёдор Литке» прошёл капитальный ремонт в Ленинграде, а затем был направлен на Чёрное море, где его и застало решение об отправке в экспедицию к острову Врангеля. Впрочем, ещё до выбора судна для похода 1929 года обсуждалось решение о переброске «Литке» на Дальний Восток, где остро ощущалась нужда в ледоколах.

Капитаном «Литке» в предстоящем рейсе был назначен Константин Александрович Дублицкий (1881–1939), опытный дальневосточный моряк, участник Колымских рейсов. Сама экспедиция снаряжалась во Владивостоке, куда «Литке» ещё надо было привести из Севастополя. Этот океанский переход судно выдержало без особенных сложностей. На борту ледореза при походе через тропики работали известные учёные – гидрофизик В.С. Самойленко, планктонолог В.Г. Богоров и метеоролог К.Р. Олевинский.

Из Владивостока на остров Врангеля отправился новый коллектив зимовщиков во главе с Арефием Ивановичем Минеевым. Вместе с начальником ехала его жена В.Ф. Власова. В составе новой смены были два радиста – Ф.Т. Шатинский и В.Ф. Богатов, врач Н.Е. Синадский и повар Петрик. Если Г.А. Ушаков вёл научные наблюдения исключительно своими силами и по собственной инициативе (его основной задачей, как мы помним, была организация промысла), то теперь на о. Врангеля направлялся профессиональный метеоролог Константин Званцев, и в обязанности зимовщиков входило обеспечение проходящих судов оперативной гидрометеорологической информацией. На борту ледореза работала представительная научная группа во главе с геофизиком проф. В.А. Берёзкиным. В её состав входили гидролог Г.Е. Ратманов, зоолог П.В. Ушаков и геоморфолог В.А. Кальянов. Учёные не только вели попутные наблюдения, но и оказали большую методическую помощь зимовщикам Минеева – вплоть до представления собственной научной литературы.

Новая смена врангелевцев была снабжена значительно лучше, чем партия Ушакова. Теперь в распоряжении полярников были радиостанция, моторный катер, вельботы и кунгасы, баня, библиотека. Запас продовольствия рассчитывался на пять-шесть лет.

«Литке» вышел из Владивостока 14 июля 1929 года. Приняв на борт в Петропавловске собак, нарты, китобойное снаряжение и 80 пудов дроби, ледорез к 5 августа без особенных затруднений достиг мыса Дежнёва. Уже в море на ледорез пришла телеграмма Красинского о тяжёлой ледовой обстановке в проливе Лонга. Было принято решение – подходить к острову Врангеля с востока.
«Фёдор Литке» во льдах к востоку от острова Врангеля. Характерной деталью облика судна на рубеже 1920–1930-х гг. была красная жестяная звезда на дымовой трубе. Такие же звёзды были в то время на трубах ледокола «Красин». Август 1929 г.
Продвигаясь по 174-му меридиану, «Литке» направился к острову Геральд и уже 6 августа оказался в тяжёлых льдах. Борьба со льдом и вынужденный дрейф продолжались двадцать дней, ударами льда была в нескольких местах повреждена обшивка и даже шпангоуты судна. Таяли запасы угля. К 24 августа его оставалось 750 тонн, и дальнейшие попытки пробиться к острову становились очень рискованными для судна и его экипажа. Но возврат в Провидения для пополнения запасов привёл бы к большой задержке – не менее чем до 10 сентября. А в это время уже начиналось образование молодого льда, который мог ещё сильнее осложнить поход.
Комсостав ледореза «Литке». В центре – К.А. Дублицкий
Капитан Дублицкий собрал совещание из представителей команды, комсостава и научных сотрудников, ознакомил всех с положением дел. Подавляющим большинством голосов участники совещания высказались за немедленное продолжение похода к острову Врангеля.

В путевом дневнике Константин Александрович записал:

«Вся команда до сего времени работала самоотверженно и слепо мне доверяла. Я чувствовал, что добиться намеченной цели было возможно только лишь при условии сохранения прочной спайки всего состава, объединённого одной идеей – пробиться к острову Врангеля во что бы то ни стало, хотя бы с явным риском для жизни»[3].

Наконец, «Литке» 26 августа вышел к острову Геральд, к северу от которого начиналась чистая вода. Путь к цели похода был свободен.

Но зимовщики, как оказалось, не ожидали прихода ледореза. Когда «Литке» 29 августа 1929 года пришёл в бухту Роджерса, никто не вышел встречать судно, пришлось сигналить гудками. Конечно, ушаковцы знали от Красинского о походе «Литке», но знали и ледовую обстановку у берегов острова. Уверенности в том, что судно сможет пробиться, не было никакой…
Упаковка шкур белых медведей на фактории Г.А. Ушакова. 1929 г.
Шесть дней простоял «Литке» в бухте Роджерса. Учёные провели на острове комплекс научных наблюдений. На берегу смонтировали метео- и радиостанцию, собрали привезённые с собой новые дома, погрузили на борт пушнину, заготовленную сменой Ушакова. Опытнейшего чукотского промышленника Павлова новый начальник острова уговорил остаться на следующую зимовку. Остались и все эскимосы-переселенцы.

«Фёдор Литке» вернулся во Владивосток 7 октября 1929 года. За поход к острову Врангеля и сам ледорез, и его капитан были награждены орденом Трудового Красного Знамени. Ещё пять лет «Литке» работал в дальневосточных морях, а затем по Северному морскому пути перешёл на запад – впервые в истории сделав такой рейс за одну навигацию. А нового начальника острова А.И. Минеева удалось сменить только в 1934 года, когда к острову Врангеля пробился ледокол «Красин».
Авторы: Аркадий Романов, специально для GoArctic. Лица Арктики: после 1917 года. Часть первая
М.А. Савинов, кандидат истор. наук, научный сотрудник Арктического музейно-выставочного центра (Санкт-Петербург). Остров «во что бы то ни стало»
Список использованной литературы:

1.     Белов М.И. Советское арктическое мореплавание 1917-1932 гг. / История открытия и освоения Северного морского пути. Л., 1959. Т. 3.
2.     Герасимов Д.В., Гиря Е.Ю., Тихонов А.Н. Поселение Чертов Овраг на острове Врангеля – вопросы культурной атрибуции и перспективы исследования // Естественная история российской Восточной Арктики в плейстоцене и голоцене. М., 2003. С. 85–88.
3.     Дублицкий К.А. Плавание ледореза «Ф. Литке» в 1929 г. из Севастополя к острову Врангеля. М.,1933.Труды Государственного Океанографического института. Т. II. Вып. 3.
4.     Лухт Э.М. Полёт на остров Врангеля // Воздушные пути Севера. М, 1933. С. 280–296.
5.     Минеев А.И. Пять лет на острове Врангеля. Л., 1936.
6.     Рихтер З.В. У белого пятна. Экспедиция ледореза "Литке" на остров Врангеля. - М., 1931 г.
7.     Толмачев И.П. По Чукотскому побережью Ледовитого океана. СПб., 1911. С. 102.
8.     Ушаков Г.А. Остров метелей. По нехоженой земле. Л., 1990.
9.     Ушакова М.Г., Думанская И.О. Георгий Ушаков – вот такая история с географией. К 115-летию со дня рождения выдающегося исследователя Арктики Георгия Алексеевича Ушакова // Российские полярные исследования. 2016. № 1 (23). С. 45–46.