По сути, прототипом дрейфующей научно-исследовательской станции, базирующейся на морском льду, стала работа отряда из пяти человек под руководством Сторкера Сторкерсона. Они воплотили в жизнь идею начальника Канадской арктической экспедиции (1913–1918 гг.)
В. Стефанссона, который выдвинул теорию возможности жизни исследователей в арктической тундре и на дрейфующих льдах Ледовитого океана за счёт охоты. С 8 апреля по 9 октября 1918 г. исследователи дрейфовали в море Бофорта на ледяном острове, который откололся от шельфового льда Земли Гранта (о. Элсмира). Во время дрейфа (184 дня) производились метеорологические наблюдения, измерения глубин, наблюдения за животными. Но это не были комплексные исследования окружающей среды. К тому же группа исследователей не располагала средствами радиосвязи для передачи данных. Отряд С. Сторкерсона провёл на дрейфующих льдах моря Бофорта, включая поход к ледяному острову и обратно, 239 суток. С. Сторкерсон впоследствии вспоминал, что его группа комфортабельно прожила в арктическом море восемь месяцев и ни разу не оставалась без пищи; он предполагал, что мог бы прожить на льду и восемь лет так же легко. Но без чётко продуманной организации и снабжения участники экспедиции подвергались смертельной опасности. А дрейфовали они в относительной близости к берегу, где имели возможность охотой пополнить запасы провианта[4].
В 1918–1925 гг. состоялся очередной исследовательский ледовый дрейф судна – норвежская экспедиция Руала Амундсена на шхуне «Мод». Она не решила в полном объёме намеченных задач. Но дрейф от о. Геральда с августа 1922 по август 1924 г., когда судно освободилось ото льда севернее Новосибирских островов, позволил учёным собрать новые интереснейшие данные о погоде, глубинах, водных массах, течениях, льдах и их дрейфе, геофизике в неисследованных районах. Р. Амундсена на шхуне во время этого дрейфа не было (он покинул её в конце 1921 г. в Сиэтле, куда «Мод» прибыла для ремонта и укомплектования). Обязанности капитана выполнял Оскар Вистинг, а научными работами занимались профессор Харальд Свердруп и молодой шведский геофизик Финн Мальмгрен. На борту судна находился гидросамолёт «Кристина», на котором лётчик О. Даль планировал совершать полёты вглубь Арктики. Ему удалось выполнить только два полёта, при третьем взлёте аэроплан разбился (16 июля 1923 г.).
Фактически к середине 1920-х гг. информация о центральной части Арктики и знания об этом регионе оставались фрагментарными. Ледокольные суда ещё не достигли такого уровня развития, который позволил бы на них совершать безопасные плавания в высоких широтах. А в 1919 г. немецкий воздухоплаватель В. Брунс выдвинул идею трансполярных перелётов на дирижаблях. В то время именно эти воздушные суда представлялись более подходящими для длительных перелётов, чем самолёты. Для её реализации в 1924 г. в Германии было создано международное общество «Аэроарктик»[5]. Его возглавил Ф. Нансен.