Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен
Как исследовать «большую неизвестную часть земного шара, окружающую полюс»
(1879-1962)
Первая «дрейфующая станция»: затёртый льдами «Фрам»
Идея создания дрейфующей научной станции принадлежит известному норвежскому полярнику и исследователю Арктики Фритьофу Нансену (1861–1930). Знаменитая норвежская экспедиция Нансена на специально спроектированном и построенном деревянном судне «Фрам» («Вперёд») была, по сути дела, первой полноценной дрейфующей научно-исследовательской станцией. Только первоначально Ф. Нансен не рассматривал своё судно как станцию в нашем понимании, он ставил перед собой другие задачи. Экспедиция на «Фраме» была задумана Ф. Нансеном после прочтения им статьи норвежского метеоролога, профессора Х. Мона (вышла в 1884 г.). Он предполагал наличие постоянного трансарктического течения, направленного от восточных сибирских морей через центральную Арктику в пролив между Шпицбергеном и Гренландией. Основанием для предположения послужили найденные эскимосами в 1884 г. у берегов южной Гренландии на дрейфующем льду предметы с раздавленного льдами и затонувшего судна «Жаннетта». Нансен писал:
«Я уверен, что если мы обратим внимание на силы, свойственные самой природе, и попробуем работать заодно с ними, а не против них, то найдём вернейший и легчайший способ достижения полюса»[1].
«Фрам» во льдах. 1895 г. Из открытых интернет-источников
План экспедиции на «Фраме» получил одобрение в Норвежском географическом обществе.
По замыслу Ф. Нансена, задача экспедиции состояла не в обязательном достижении точки Северного полюса, а в исследовании «большой неизвестной части земного шара, окружающей полюс».
«Значение этих исследований, – писал молодой учёный, – будет одно и то же, достигнем ли мы самой точки полюса, или же пройдём от него в некотором отдалении»[2].
Норвежская полярная экспедиция на «Фраме» началась 24 июня 1893 г. Судно с 13 участниками экспедиции на борту вышло из залива Пиппервик и взяло курс на восток. В районе Таймыра исследователи открыли группу островов, которые Нансен назвал архипелагом Норденшельда в честь знаменитого шведского учёного и полярного исследователя. После прохождения моря Лаптевых «Фрам» от западного берега о. Котельного пошёл на север вдоль кромки льда. Ошвартовавшись у ледяного поля 22 сентября, судно стало дрейфовать вместе со льдами. В это время стало очевидно, что дрейф не приблизит «Фрам» к Северному полюсу. Ф. Нансен решил продолжить путь к этой географической точке на санях с собачьей упряжкой. Его компаньоном стал Я. Йохансен. Несмотря на все усилия, цель не покорилась путешественникам, они повернули назад, когда до полюса оставалось 364 км. А «Фрам» через три года, по завершении дрейфа, своим ходом вернулся в Норвегию.
Специалисты и в наши дни высоко оценивают экспедицию Ф. Нансена на «Фраме». Участник многих полярных экспедиций С.А. Кессель пишет, что до настоящего времени она не имеет себе равных, ведь её организация была глубоко продуманной, с разумным риском, с хорошо подобранным личным составом, правильным рационом питания, которого хватило на весь период экспедиции [3]. Выполненные на «Фраме» исследования в различных научных направлениях впервые проводились в совершенно неисследованной области Северного Ледовитого океана.
Фрагмент карты экспедиции 1893-1896 гг.
Источник: fremantleboy, NormanEinstein, Ruhrfisch / Wikipedia
Более подробно о том, как проходила первая дрейфующая экспедиция Фритьофа Нансена по ледяным морям
Дрейф на ледяном острове и на шхуне «Мод»
По сути, прототипом дрейфующей научно-исследовательской станции, базирующейся на морском льду, стала работа отряда из пяти человек под руководством Сторкера Сторкерсона. Они воплотили в жизнь идею начальника Канадской арктической экспедиции (1913–1918 гг.) В. Стефанссона, который выдвинул теорию возможности жизни исследователей в арктической тундре и на дрейфующих льдах Ледовитого океана за счёт охоты. С 8 апреля по 9 октября 1918 г. исследователи дрейфовали в море Бофорта на ледяном острове, который откололся от шельфового льда Земли Гранта (о. Элсмира). Во время дрейфа (184 дня) производились метеорологические наблюдения, измерения глубин, наблюдения за животными. Но это не были комплексные исследования окружающей среды. К тому же группа исследователей не располагала средствами радиосвязи для передачи данных. Отряд С. Сторкерсона провёл на дрейфующих льдах моря Бофорта, включая поход к ледяному острову и обратно, 239 суток. С. Сторкерсон впоследствии вспоминал, что его группа комфортабельно прожила в арктическом море восемь месяцев и ни разу не оставалась без пищи; он предполагал, что мог бы прожить на льду и восемь лет так же легко. Но без чётко продуманной организации и снабжения участники экспедиции подвергались смертельной опасности. А дрейфовали они в относительной близости к берегу, где имели возможность охотой пополнить запасы провианта[4].

В 1918–1925 гг. состоялся очередной исследовательский ледовый дрейф судна – норвежская экспедиция Руала Амундсена на шхуне «Мод». Она не решила в полном объёме намеченных задач. Но дрейф от о. Геральда с августа 1922 по август 1924 г., когда судно освободилось ото льда севернее Новосибирских островов, позволил учёным собрать новые интереснейшие данные о погоде, глубинах, водных массах, течениях, льдах и их дрейфе, геофизике в неисследованных районах. Р. Амундсена на шхуне во время этого дрейфа не было (он покинул её в конце 1921 г. в Сиэтле, куда «Мод» прибыла для ремонта и укомплектования). Обязанности капитана выполнял Оскар Вистинг, а научными работами занимались профессор Харальд Свердруп и молодой шведский геофизик Финн Мальмгрен. На борту судна находился гидросамолёт «Кристина», на котором лётчик О. Даль планировал совершать полёты вглубь Арктики. Ему удалось выполнить только два полёта, при третьем взлёте аэроплан разбился (16 июля 1923 г.).

Фактически к середине 1920-х гг. информация о центральной части Арктики и знания об этом регионе оставались фрагментарными. Ледокольные суда ещё не достигли такого уровня развития, который позволил бы на них совершать безопасные плавания в высоких широтах. А в 1919 г. немецкий воздухоплаватель В. Брунс выдвинул идею трансполярных перелётов на дирижаблях. В то время именно эти воздушные суда представлялись более подходящими для длительных перелётов, чем самолёты. Для её реализации в 1924 г. в Германии было создано международное общество «Аэроарктик»[5]. Его возглавил Ф. Нансен.
Как организовать жизнь на льдине
Являясь сторонником использования в Арктике дирижаблей, Нансен отмечал, что отдельные посещения полюса, а тем более перелёты через него всё же не могут решить вопросы, требующие непрерывного изучения. На конгрессах исследователи говорили о необходимости создания полярных станций, о желательности повторения дрейфа шхуны «Мод» по маршруту «Фрама»[6]. Ф. Нансен предложил организовать на льду станцию, которая сочетала бы выгоды стационарного научного учреждения с преимуществами подвижной экспедиции. Высадка такой станции, по его мнению, также была возможна с дирижабля. Для проживания полярников на льдине Нансен предложил конструкцию дома-палатки. Она имела лёгкий деревянный двускатный каркас, на который для теплоизоляции насыпался толстый слой снега; сверху его накрывали парусиной. В.Ю. Визе писал в 1932 г., что проект Нансена большинством специалистов «не был встречен сочувственно и вызывал только скептические улыбки», но его поддержали профессора Х. Свердруп и А. Вегенер[7].
Дом-палатка станции во льдах полярного бассейна. Конструкция, предложенная Ф. Нансеном. Из кн. В.Ю. Визе «Международный полярный год» (1932 г.)
СССР не остался в стороне от деятельности общества «Аэроарктик». В 1926 г. была образована его советская группа. Она работала при Институте по изучению Севера (ИИС), затем, с 1930 г., при Всесоюзном арктическом институте (ВАИ)[8]. В.Ю. Визе (старший гидролог ИИС, затем заместитель директора ВАИ) развил идею Ф. Нансена о проведении на Северном полюсе стационарных наблюдений с помощью дрейфующих научных станций. Он вспоминал, что по его инициативе «этот проект стал обсуждаться советскими учёными, уже начиная с 1929 года»[9]. В это время исследователи из многих стран вырабатывали программу Международного полярного года 1932–1933 гг. (2-го МПГ). Предполагалось совершить рекогносцировочный полёт в Арктику на дирижабле, а в период 2-го МПГ во время второго полёта на этом воздушном судне провести исследования Северного Ледовитого океана.
Проф. Н.М. Книпович (слева), Ф. Нансен (в центре) и В. Брунс на конгрессе общества «Аэроарктик» в Ленинграде. Июнь 1928 г. Журнал «Карело-Мурманский край». 1928 г.
Норвежский полярный исследователь Х. Свердруп выполнил расчёты для того, чтобы понять, как организовать дрейфующую станцию, о которой говорил Ф. Нансен. Для её постройки и снабжения пятерых зимовщиков в течение двух лет необходимо было доставить в центр Арктики около 30 т грузов. Это было очень много. Дальнейшие расчёты показали, что вес грузов может быть уменьшен до 18 т. Решение такой задачи было дирижаблю уже под силу[10]. Ведущая роль в организации станции должна была принадлежать Германской морской обсерватории в Гамбурге (добавим, именно её учёные предложили провести 2-й МПГ).
Автор: М.А. Емелина, кандидат истор. наук, ведущий научный сотрудник ВИЦ СЗФО, старший научный сотрудник ААНИИ (Санкт-Петербург), специально для GoArctic
[1] Нансен Ф. «Фрам» в Полярном море. М., 1956. Часть 1. С. 20.
[2] Там же. С. 21.
[3] Кессель С.А. Арктика: дрейфующие льды памяти // Нижегородский музей. 2017. № 31. С. 15.
[4] Кремер Б.А. 239 дней на ледяном острове // Природа. 1969. № 8. С. 96–100.
[5] Красникова О.А. В Арктику на воздушном шаре // Наука из первых рук. 2015. № 2. С. 48–67.
[6] Генрихов Б. К воздухоплавательным арктическим экспедициям: к итогам берлинского воздухоплавательного съезда по исследованию Арктики // Карело-Мурманский край. 1927. № 1. С. 31.
[7] Визе В.Ю. Международный полярный год. Л., 1932. С. 45–46.
[8] Емелина М.А., Савинов М.А., Филин П.А. Летопись Арктического института: от Севэкспедиции до ГНЦ РФ ААНИИ, 1920–2020 гг. История полярных исследований. М., 2020. Т. 1. С. 114–129, 206–210.
[9] Визе В.Ю. Моря Советской Арктики. М., Л., 1948. С. 373.
[10] Визе В.Ю. Международный полярный год. Л., 1932. С. 45.
ГЕРОИ