Эскимосы делили со Стефанссоном кров и пищу, приняв его как члена своей общины. Это позволило ему сделать вывод, что эмпатия значительно лучше развита у коренного населения Арктики, чем у представителей западной цивилизации. В высоких широтах человек может выжить только сообща.
Ещё одним отличием от «большой» цивилизации является отсутствие вертикальной системы власти. У эскимосов не было вождя. Для племён реки Маккензи характерна горизонтальная система распределения власти, когда соплеменники добровольно делегировали человеку с лидерскими качествами право быть главным. Стефанссон познакомился с таким негласным лидером, его звали Оваюк. «Он никогда не отказывал нуждающимся в пище, всегда был готов уступить товарищу свою рыбу, считая, что всякий имеет такое же право на неё, как и он сам». Уважение проявлялось не только по отношению к людям, но и к животным. Эскимосы считали преступлением использование остола (хорея, шеста для управления упряжкой) во время езды на собаках.
С этой поездки Стефанссон начинает собирать эскимосский фольклор. Англо-американская экспедиция определила дальнейший вектор научно-исследовательских интересов Стефанссона. На протяжении всей жизни он будет заниматься изучением жизни и быта
эскимосов.
С наступлением весны Стефанссон вернулся на остров Хершел. Здесь он узнал о судьбе своего судна. Оно простояло в ледовом плену до весны, когда льды начали таять, во время торошения судно было раздавлено льдами. Надежды на посещение острова Виктория и знакомство с ещё неизвестными науке племенами растаяли.
Учёный вернулся в Нью-Йорк с коллекциями и ценнейшими дневниковыми записями. Стефанссон выступает с докладом в американском географическом обществе, публикует статьи в журналах «Харперс», «Американский антрополог», «Журнал американского фольклора», канадском журнале «Геологический обзор Канады».
Параллельно с публичными выступлениями он продумывает план новой экспедиции – поездку на остров Виктория.