Новости

Этот день в истории Арктики – 19 августа

19 августа 1901 года шхуна «Заря» пересекла долготу мыса Челюскин.

Шла Русская полярная экспедиция (1900–1902), исследовавшая часть Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов. 19 августа 1901 года после первой героической зимовки во льдах шхуна «Заря» пересекла долготу мыса Челюскин, начиная новый морской поход.

В честь этого события полярники подняли кормовой флаг и вымпел с Андреевским крестом и литерой «К» под царской короной – личный вымпел президента Академии наук великого князя Константина Константиновича, покровителя экспедиции. После определения широты и долготы и проведения астрономических, магнитных, гидрологических исследований путешественники дали салют в честь Семёна Челюскина (1700–1764) и отправились в плавание.

Характеристики шхуны и то, как она вошла в историю филателии, узнавайте на портале GoArctic!
19 августа 1927 года родился полярник, капитан ледокола Борис Макарович Соколов (1927–2001).

Борис Макарович Соколов родился 19 августа 1927 года вдали от северных морей, в Костромской области. В 1950 году окончил судоводительский факультет Ленинградского высшего арктического морского училища. Практику проходил в Арктике, на ледоколах «Вячеслав Молотов» и «Илья Муромец». Вскоре поступил на службу в Главсевморпуть.

С 1954 года – помощник капитана на ледоколах. С ноября 1959 года – дублёр капитана, с 4 ноября 1961 года – капитан атомного ледокола «Ленин». На его счету немало подвигов. В 1961 году экипаж атомохода выполнил сложнейшую задачу – прошёл в район тяжёлых льдов в Чукотском море, доставил на паковую льдину экспедицию и построил дрейфующую полярную станцию «Северный полюс – 10». В 1970 году выполнил экспериментальный рейс и первую продлённую арктическую навигацию по вывозу норильской руды из порта Дудинка.

Капитан Соколов за годы службы на «Ленине» провёл во льдах более 2000 судов. Кстати, из публикации на портале GoArctic вы можете узнать, как строился и как был устроен этот легендарный ледокол.