Список использованной литературы- Корякин В. С. «Русанов»
- Старокадомский Л. М. «Пять плаваний в Северном Ледовитом океане»
- Альбанов В. И. «На юг, к земле Франца - Иосифа»
- Пасецкий В. М. «Отогревшие землю»
[1] Из книги В. Пасецкого «Отогревшие землю»: "ледовыми наблюдениями в Карском море, подмечена любопытная черта в его режиме. Как правило, сложной ледовой обстановке юго-западной части моря, когда тяжёлыми льдами блокированы выходы из южных Новоземельских проливов, соответствуют лёгкие ледовые условия в северной части моря. В большинстве случаев в сентябре плавание здесь осуществляется по чистой воде. Такое распределение льдов наблюдалось в 1907 г., когда несколько судов застряли во льдах по выходе из пролива Карские Ворота, а норвежские суда плавали к северу и востоку от мыса Желания по чистой воде».
[2] Из книги «На юг к Земле Франца Иосифа»: «Святая Анна» сделала короткую остановку в проливе Югорский Шар, чтобы передать письма на стоящие там пароходы, которые так и не отважились войти в Карское море, белевшее льдами». Стр. 15. Там же: «Непроходимый лёд, встреченный почти сразу после выхода из пролива Югорский Шар, заставил шхуну уклониться к югу в Байдарацкую губу, из которой «Святая Анна» почти месяц пробивалась в смерзающихся льдах к берегам Ямала».
[3] В период между стартом «Геркулеса» 31 августа (отход при восточном ветре - см. В. Корякин «Русанов», стр.) и попыткой экспедиции Георгия Седова пройти от Новой Земли к ЗФИ (16 сентября), ветер уже был или северо-северо-восточный или северный).
Н. Пинегин, участник экспедиции на «Св. Фоке» в своей книге «В высоких широтах» так описывает эти событмя: «Паруса — плохие помощники во льдах такого свойства, — двигались мы очень плохо. Лёд сильно изменился, характер его совсем не тот. Похоже, что это не лёд Баренцева моря, а какой-то иной, вероятнее всего, принесённый из полюсного бассейна. Льдины покрыты сугробами нетаявшего снега, морская волна едва ли касалась их непорочной белизны. Все выглядело достаточно угрожающе. Может быть, нам следовало ещё с утра повернуть обратно и попытаться пробиться на север где-нибудь в другом месте, но не хотелось отступать, пока с наблюдательной бочки виднелись каналы».
[4] Из Руководства по Северному морскому пути: «Наиболее благоприятный вариант пути при сквозном плавании по СМП на самом западном его участке в июне и июле, чаще всего проходит через проливы Карские Ворота и Югорский Шар, а в сентябре и октябре - вокруг мыса Желания (повторяемость 55—80 %). В августе использование указанных вариантов практически равновероятно».
Акватория северной части Карского моря продолжает оставаться «прикрытой» (от воздействия паковых льдов Центрального Арктического бассейна), Северной Землёй при условии воздействия северо-восточных и восточных ветров, но как только их вектор направления смещается к югу (северный ветер), то в «зазор» между Землёй Франца - Иосифа и островами Визе и Ушакова начинают «прорываться» льды (из ЦАБ) на границу Баренцевого и Карского морей.
[5] Летом 2005 года в бухте Мод полуострова Челюскин, на берегу безымянной лагуны, был найден обломок корабельного фальшборта из трёх досок (толщиной 25 мм) с прогнившими торцами, которые были скреплены между собой «внахлёст» болтами. Болты ржавые, но сохранившиеся частички цинка, указывают на то, что изначально они были оцинкованными. На кромке крайней доски (доски выбелены временем, но заметны следы сурика) удерживаемый одним сохранившимся болтом диаметром 8 мм и длиной 60 мм, находился фланец диаметром 84 мм. Фланец литой с четырьмя отверстиями диаметром 10 мм, с прокладкой из сыромятной кожи, разделен рисунком на четыре сектора, на каждом из которых имеются надписи:
/ PROV \ / PAT \ / \ / \
/ R. I. \ / APR. 1. 1891. \ / E. M. LART. \ / MFG. CO. \
Фланец хранится в Красноярске, в импровизированном музее «Полярной экспедиционной компании».
[6] Место спуска с ледника в залив Ахматова определено отрядом поисковой экспедиции «Комсомольская Правда» в 1975 году. Тогда, с целью исследовать место находки (1947 года), двигаясь с юга, со стороны ледника к вершине залива, они обнаружили, что поскольку у самой вершины залива ледяной обрыв, то его пришлось обходить слева (с запада) и производить спуск, предположительно, в том же месте где и были обнаружены «доски с обшивки корабля».
Цитата из 7-й главы книги «Три загадки Арктики»: «Потом группы Владимирова и Леденева соединились. По плану. И снова по плану разошлись. Курочкин и Владимиров с ненужным снаряжением пошли прежним путем в бухту Солнечная; Леденев, Рахманов и Яценко через ледник Ленинградский направились к проливу Шокальского. Они осмотрели побережье пролива от мыса Острый Нос до мыса Неупокоева. Отчёт Лебедева о днях, проведённых на этом участке, пестрит словами: знак геодезистов, бочка, бочки с бензином, железный знак, железные сани, след вездехода и т. д. Места посещались, сюрпризов здесь ожидать трудно».
[7] Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого Океана (1910-15), следуя по трассе СМП с востока на запад, 3 сентября 1913 года совершает открытие Северной Земли. Обследуя её восточные берега, экспедиция прошла в видимости северо-восточной части пролива Шокальского. Участник тех событий Л. Старокадомский записал: «Иногда, слева от курса линия берега прерывалась сплошным ровным льдом, покрытым снегом. Берега отодвигались далеко вглубь и скрывались из вида. Невозможно было определить, видели ли мы пролив, покрытый невзломанным льдом, или обширную бухту».
На следующий год (1914), в начале сентября, экспедиция (ГЭ СЛО), снова с востока, на кораблях «Таймыр» и «Вайгач», подошла к проливу Вилькицкого. Вероятно, накануне произошло вскрытие пролива, потому что его заполняли плавучие льды, а в прибрежной полосе сгрудились длинным непрерывным валом колоссальные льдины, видимо, выброшенные на берег со страшной силой. «Рассматривая эти исполинские льдины, мы невольно думали о том, что такого напора льда не выдержало бы никакое судно. Оно неминуемо было бы раздавлено».
Пробивая перемычки и лавируя между льдин, ледокольные пароходы проследовали по проливу Вилькицкого до юго-западной оконечности Северной Земли (о. Большевик), «за которой берег поворачивал к северу (мыс Неупокоева). У низкой юго-западной косы лежал береговой припай, к западу от него - сплочённый лёд». «Сплочённые ледовые поля не давали возможности обогнуть Северную Землю с запада». Вскоре суда, из-за сложной ледовой обстановки, вынуждены были встать на зимовку.
Эти цитаты свидетельствуют, что пролив Шокальского не вскрывался ни в 1913-м, ни в 1914-м годах.
[8] Итоговый вывод системных поисков произведённых в 70-х и в 80-х годах прошлого века можно проиллюстрировать цитатой из книги академика, доктора исторических наук В. М. Пасецкого: «Столб «Геркулеса» является не только одним из ключей к тайне исчезновения экспедиции Русанова, он усложняет и делает более туманной и непроницаемой эту тайну. Не будь этого столба, всё, казалось, выглядело бы гораздо стройнее, проще и понятнее. Можно было бы более уверенно говорить, что Русанов, возможно, уже в 1912 году достиг Северной Земли. Но столб «Геркулеса» неумолимо отбрасывает нас к островам Мона».
Принято считать, что памятный знак на острове Геркулес является вехой предельного плавания экспедиционного судна, где и произошла зимовка. Но в апреле 1914 года затёртую льдами «Святую Анну» экспедиции Георгия Брусилова, дрейфующую к этому времени севернее Земли Франца-Иосифа, оставляет группа моряков, под руководством штурмана Валериана Альбанова и осуществляет пеший поход к спасительной земле. В жестоких условиях Арктики, среди торосов и полыней, по движимому течениями и ветрами льду, теряя товарищей, штурман Альбанов и матрос Конрад смогли спастись, добравшись до архипелага (Земля Франца-Иосифа).
В документальной книге «На юг, к земле Франца-Иосифа» Валериан Альбанов писал: «17 июня 1914 года. Волей-неволей теперь приходилось бросить палатку и одни нарты с каяком. Без палатки обойтись нетрудно, но с двумя каяками на восемь человек уже труднее. Бросили мы каяк, написав на нем предварительно: «Святая Анна», бросили нарты, палатку и ещё кое-что и отправились в путь. Нарты теперь стали лёгкие». Этот эпизод произошёл спустя два месяца после того, как отряд Альбанова оставил скованную льдами шхуну «Святая Анна». Утратив всякую связь со шхуной и её экипажем, выбрав другую судьбу, штурман, тем не менее, обозначает свой отряд именно так – «Святая Анна».
В случае экспедиции Русанова знак установили люди из «сигнальной" группы, для оповещения своих оставшихся на «Геркулесе» товарищей, что они достигли этого места.
На знаке кроме аккуратно вырезанной надписи «Геркулес 1913» была ещё короткая надпись. Из дневника П. Виттенбурга, посетившего остров весной 1938 года: «Под самым островом опять торосы. Знак триангуляционный упал (установлен в 1934 топографами - примечание автора) – Русанова знак нагнулся на 75 градусов, на верхушке следы недавнего посещения медведя, щепки ещё лежали на снегу, но следа не было видно. По изглоданной верхушке видно, что медведь нередко прикладывается к этому загадочному памятнику. Под камнями не было найдено ни банки, ни записки, которая могла бы расшифровать судьбу экспедиции. На знаке ещё имеются инициалы «В.П.» - может быть Попов – боцман экспедиции. Я всё сфотографировал, знак снял, поставил новый высотой в 3 метра и вырезал на доске: «Геркулес1913. Виттенбург, Стащенко, Кузнецов. 1938, 12/V».
В составе экипажа экспедиции находился Попов Василий Григорьевич, в качестве матроса, что косвенно указывает на то обстоятельство, что ни Русанова ни Кучина на острове (на месте установки) не было.