Экранизация популярного романа Обручева была лишь вопросом времени. Фильм должен был занять свое место среди таких фантастических кинолент с научно-популярной основой, как «Человек-амфибия», «Капитан Немо», «Два капитана», «Тайна двух океанов», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и т.д.
На «Мосфильме» лежал сценарий Владислава Федосеева, до деталей передающий сюжет романа. Однако именитые режиссеры не спешили брать в работу материал, в котором надо было показать представителей доисторической фауны: мамонтов, носорогов, неандертальцев. Их можно понять: компьютерной графики тогда еще не было. В результате за сложный сценарий взялся молодой режиссер-документалист Леонид Попов. В напарники ему дали режиссера Альберта Мкртчяна, к тому времени снявшего только один полнометражный фильм и несколько сюжетов для «Фитиля». Мкртчяну сценарий не понравился, и он обратился к Марку Захарову, тогда режиссеру Театра сатиры, с просьбой внести некоторые коррективы. Захаров же начисто переписал сценарий, заменив научно-популярную основу на приключенческую в стиле вестерна.
Режиссерский дуэт решил сделать ставку на популярных и любимых актеров. На главные роли были приглашены Владимир Высоцкий, Армен Джигарханян, Игорь Ледогоров, Евгений Леонов и даже Муслим Магомаев.
Все, кроме Высоцкого, чьи песни должны были стать частью музыкального наполнения фильма, по разным причинам отказались от предложения малоизвестных режиссеров. Впрочем, с Высоцким тоже не сложилось. Его в последний момент не утвердили из-за участия в программе одной из «вражеских» радиостанций. В результате на главные роли были приглашены не менее «звездные» Владислав Дворжецкий, Сергей Шакуров, Олег Даль и Георгий Вицин.
Скандалы и взаимные разборки начались практически с начала съемок, скомканных запоями Олега Даля. Актеры обвиняли режиссеров в непрофессионализме, причем в открытую. Дело дошло до коллективного письма актеров руководству киностудии с просьбой сменять режиссеров на более опытных. «Мосфильм» встал на защиту режиссеров. В результате Шакуров отказался сниматься, вместо него срочно ввели Юрия Назарова (Причем кадры зимней съемки переснимать не стали – на них, если присмотреться, не трудно узнать лицо Шакурова). В свою очередь, Даль так достал всю съемочную группу, что вопреки сценарию его персонажа решено было «устранить» – в один из драматических моментов его скинули в пропасть. И даже песни ему не дали исполнить. Их переозвучил Олег Ануфриев. Любопытно, что песню «Есть только миг...» Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенева, ставшую хитом, поначалу критики не жаловали, обвиняя в инфантилизме и гражданской незрелости.
Художественный совет «Мосфильма» присвоил картине Мкртчяна и Попова низшую – третью – категорию, видимо, не связывая с ней надежд на сколь-нибудь доброжелательный прием у зрителя.
1 октября 1973 года фильм «Земля Санникова» вышел на экраны страны. За год его посмотрело более 40 млн человек. Руководство «Мосфильма» было вынуждено повысить категорию фильма до второй и напечатать дополнительные копии.
Несмотря на кислую мину кинокритиков, народ картину принял и полюбил. Это тем удивительнее, что от романа Обручева в ней практически ничего не осталось. На чем же держится фильм? На любимых актерах, на песнях, на неизбывной тяге к путешествиям к неведомой земле, которая живет в душе каждого из нас.