«Я помню свой первый рейс. Я был как слепой котенок. Но в свой первый рейс я получил колоссальную поддержку первого старшего помощника, это был мой непосредственный начальник Голохвастов Василий Васильевич, который учил меня искусству судовождения, культуре атомного ледокольного флота, традициям ледокольного флота. Я увидел устав, дисциплину, субординацию – это не оттолкнуло меня, это мне понравилось. Я почувствовал поддержку всего экипажа, никто не проходил мимо, никто не отказывал в ответах на мои, может быть, неудобные вопросы».
Первая должность Василия Геннадьевича на атомном ледокольном флоте называлась «дублёр четвертого помощника капитана». Она не подразумевает непосредственного участия в управлении судном, зато помогает познакомиться со многими нюансами работы капитана.
«Я занимался канцелярией, был секретарём капитана. Если капитану нужно издать какой-то приказ, он звонит четвёртому штурману, который приходит к нему с книгой приказов. И рукописно мы писали приказы. Тогда только внедрялись компьютеры. Когда они появились, я печатал приказы, доводил эти приказы до членов экипажа. Но в то же время я всё равно являлся вахтенным помощником капитана, который находился на вахте».
Самое главное, что получал будущий капитан в своих первых рейсах – это возможность перенимать опыт у старших товарищей. Ведь научиться ходить во льдах можно только на борту судна. Все теоретические знания, полученные на берегу, ничего не стоят, если они не подкреплены практикой.
«Ледокольный опыт, его нельзя почерпнуть в бумажных источниках, в каких-то книжках, брошюрах. Он принимается только из поколения в поколение, он передается только из поколения в поколение, этот опыт ледокольного плавания».