«MOSAiC» - крупнейшая международная экспедиция, в которой большинство специалистов – иностранцы. Во время проведения исследований с вертолета им требовалось общаться с пилотами, которые были русскими. Поэтому были сложности с коммуникацией. Так что Анна начала летать, в том числе в качестве переводчика, координировала действия людей на борту и, когда требовалась, помогала выбирать места для посадок на льду.
«А лётчики в тот момент первый раз садились на лёд. И если большие льдины у них были указаны с координатами, потому что их засекали заранее по спутниковому снимку, то ещё была просто мелочёвка, которую нужно было найти и сесть на неё. Визуально они могли. Они иногда меня спрашивали – тут можно садиться? А там каша просто перемороженная и припорошенная снегом. Они говорят – вот, торосистый же нормальный лёд. Я отвечаю – нет, сюда точно нельзя сесть, надо искать что-то другое».
В прошлом веке ледовые разведчики визуально оценивали ледовую обстановку, определяли толщину и крепость льда и давали разрешение на посадку самолёта. Сейчас значительная часть мониторинга выполняется с помощью спутниковых данных, однако визуальная оценка ледяного покрова тоже иногда требуется.
«Ледовые разведки, которые были в советское время, это совсем не то, что требуется сейчас. Раньше это был фактически единственный способ получения ледовой информации. Сейчас мы ориентируемся на спутниковую информацию, а на месте проводится специализированная ледовая разведка. Там не нужно картами заниматься, рисовать – это совсем другая задача. Тут необходима координация действий на борту, быстрое принятие решений, оценка ситуации, потому что вертолётного времени не так много. Вертолёт – достаточно дорогое удовольствие в экспедиции, он используется для разных целей. Это и грузовые операции, и переброска людей, и много всего ещё. Ледовая разведка тоже выполняется, но нужно ориентироваться на то, сколько у тебя времени и что ты можешь делать. Обычно чёткий план составляется. Ориентация идёт на спутниковое изображение, а дополнительная оценка – визуально на месте».
Льдина для ЛСП
Анна трижды принимала участие в такой ответственной задаче, как подбор льдины для дрейфующей станции «Северный полюс» - два раза для 41-й станции, а также при организации СП-42. Подбор льда для дрейфующей станции длительный и сложный процесс, в котором задействовано много специалистов.
«Заранее за несколько месяцев специалисты в институте, которые занимаются спутниковыми снимками, отсматривают, достаточно крупные льдины, на которые можно ориентироваться. Скорее всего они достаточно толстые, но на снимке этого не видно. Поэтому мы уже на месте к льдине должны подойти бортом, чтобы испытать и попробовать обследовать ее на снегоходе. Нужно выходить, нужно лёд, грубо говоря, ногами походить. Нужно посверлить его, посмотреть какая толщина, какой рельеф у него. Если сглаженные торосы, которые подтаяли, то это хорошо. Если там всё свежее, значит, льдина не так давно торосилось, и это не самый лучший вариант».