Платон Васильевич Староверов
Полярный гидрограф: «Герои-полярники шли туда, куда нормальный человек не пойдёт»
Платон Васильевич Староверов – соучредитель и вице-президент Ассоциации полярников Санкт-Петербурга. Выпускник Арктического факультета Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала Макарова по специальности гидрография. Участвовал в арктических экспедициях с 1971-го года. Занимал должности от инженера-гидрографа до начальника Отдела штурманского и гидрографического оборудования Гидрографического предприятия. Участвует в работе Ассоциации полярников с 1991-го года.
Видеоверсия истории
01:20 – о детской мечте
03:40 – об учёбе в ЛВИМУ им. Макарова и знакомстве с Арктикой
06:20 – о работе в Гидрографическом предприятии
12:10 – о начале работы в Ассоциации полярников
14:40 – о современных целях и задачах АСПОЛ СПБ
18:25 – о привлечении молодёжи к работе в АСПОЛ
Детская мечта

Платон Староверов родился в 1947 году в Калининской (Тверской) области в семье педагогов. Но он сам с малых лет хотел связать свою жизнь с морем.

«Мой отец был курсантом военно-морского училища и воевал на Балтике, и меня с детства как-то тянуло к морю, увлекали книги о путешествиях. Хотя там и близко моря не было, только Волга рядом. Но профессия моряка всё время меня притягивала. Школьником я посмотрел фильм “Мы из Кронштадта”. Исторический фильм о борьбе матросов Балтийского флота против армии Юденича, про мужество и братство. Помню, меня потрясли их сильные характеры. Когда я закончил школу, то решил поступать в “Макаровку”».

С первого раза поступить в училище не удалось, и Платон Васильевич отправился в армию. Два года отслужил в ракетных войсках, получил звание старший сержант. Но после службы твёрдо решил попробовать поступать ещё раз. На этот раз уже удачно.
П. Староверов
«Вначале я хотел поступать на судоводительский факультет и стать штурманом. Но на медкомиссии оказалось, что у меня немного нарушено цветовосприятие. Вот я и решил, что надо идти на арктический факультет, именно на гидрографию».

Выбор специальности был не случайным. Платон Васильевич хотел освоить морскую профессию, которая позволила бы участвовать в экспедициях.

«Меня удивляло в своё время, как наши гидрографы Лазарев и Беллинсгаузен, используя только знания астрономии и простые штурманские приборы, прошли на шлюпах полпланеты, открыли новый континент на Южном полюсе, выполнили огромный объём исследований в неимоверно суровых условиях, вернулись обратно, и их шлюпы не потеряли друг друга. И, заметим, без всяких современных гаджетов».

Спустя 55 лет Платон Васильевич до сих пор с уважением вспоминает своих преподавателей и помнит их имена.

«Гидрографию нам преподавал Андрей Павлович Белобров, потомственный военно-морской офицер, инженер-капитан 1-го ранга, доктор географических наук, профессор. Мы на втором курсе были на экскурсии в военно-морском училище имени Фрунзе – там, в музее лежит увольнительный билет гардемарина Белоброва. Помню, мы спросили Андрея Павловича об этом, и он подтвердил, что это его билет и рассказал о своей юности».
А.П. Белобров
Будучи курсантом училища, Платон Староверов впервые и попал в Арктику. После второго курса гидрографы проходили «плавательную практику», и его направили на Чукотку на Певекскую гидрографическую базу матросом на лоцмейстерское судно «Створ», которое занималось обслуживанием буев, маяков и выполнением промерных работ.

«Это было необычное судно – деревянная китобойная шхуна с очень хорошими мореходными характеристиками, с корпусом по типу «Фрама» Нансена, то есть в форме яйца. Эта форма корпуса помогает при ледовом сжатии – оно не крушит судно, а выталкивало его вверх. В такие ситуации нам не приходилось попадать, но пробоину получили один раз серьёзную – лёд даже вошёл в кают-компанию. К счастью, это было выше ватерлинии, и мы всё отремонтировали своими силами прямо в море. Тогда, во время этой практики мне довелось впервые увидеть и белых медведей, и китов, и моржей».

Лоцмейстерское судно «Створ»
Кроме этого, в Арктике на Староверова большое впечатление произвели отвесные скалы, на которых гнездятся морские птицы.

«Один раз я даже попытался поближе рассмотреть птичий базар. Но далеко забраться не довелось – меня атаковали его жители. Они с оглушительными криками пикируют, делая вид, что попадут тебе в лоб, и в последний момент взлетают вверх. Но при этом они ещё занимаются, скажем так. “бомбометанием”. Очень эффективная защита. Потом пришлось долго отмываться».


Морские исследования

«Макаровку» Платон Староверов окончил с красным дипломом. Ему предлагали остаться ассистентом на кафедре. Но на тот момент у него уже была семья, и Платон Васильевич выбрал более высокооплачиваемую работу в Гидрографическом предприятии – в организации тогда подчинялась Министерству морского флота СССР и отвечала за обеспечение безопасности мореплавания, в том числе по Северному морскому пути.

«Первая моя экспедиция в Гидрографическом предприятии была на ледоколе «Пётр Пахтусов». Это был специализированный ледокол мощностью порядка шести тысяч лошадей, построенный на ССЗ «Адмиралтейские верфи» для выполнения промеров в высоких широтах и других гидрографических работ по Севморпути. На нём мне довелось работать в нескольких экспедициях. Я с большим уважением вспоминаю наш ледокол-трудягу и эго экипаж – настоящих полярников. Сейчас гидрографическому флоту не хватает таких судов. Мы на этом ледоколе делали промеры в таких труднодоступных местах, куда обычное гидрографическое судно не могло даже сунуться из-за ледовых условий.

– Например, в каких?

– Ну, например, один раз в море Лаптевых по неожиданно открывшейся полынье мы дошли с промером до широты 82 градуса, чуть ли не 82,5 градуса. Были получены ценные данные о районе, который почти всегда закрыт льдами».

Но в основном Платону Васильевичу в то время довелось чаще всего работать в Карском море, которое всегда отличалось сложными ледовыми условиями. Тогда о его рельефе и течениях было мало что известно, и именно Гидрографическое предприятие занималось их изучением. 

«Основная задача Гидрографического предприятия – обеспечение безопасности мореплавания по всему Северному морскому пути. С этой целью выполнялись систематические промерные работы. Подчеркну – систематические, и это было государственным заданием. Вообще о Гидрографическом предприятии нужно сказать отдельно, что это был дружный коллектив специалистов высокой квалификации. Когда мы, молодые инженеры-гидрографы пришли туда, мы сразу попали под внимательную и требовательную опеку “аксакалов”, которые досконально знали свое дело и помогали нам понять всю сложность и ответственность нашей профессии».
Ледокол «Пётр Пахтусов»
Благодаря этой работе Платон Васильевич объехал практически всю Арктику. Причём работать гидрографам приходилось не только на море, но и на суше.

«Как правило, в задание входили и различные работы на островах. Чаще всего довелось работать на архипелагах Земля Франца Иосифа, Новая земля, Северная земля и их островах. Там приходилось выполнять различные геодезические работы, калибровки, оборудовать посты, выполнять описания и так далее. Это очень интересные места, где человек бывал редко или вообще не бывал. Такие места ещё есть, и там много удивительного. У меня дома на память есть обломок окаменелой древесины. Это натуральная древесина с годичными кольцами, но тяжёлая и твёрдая как камень. Настолько, что когда я попытался стоматологическим бором написать на ней “Остров Огорд” [один из островов архипелага Земля Франца-Иосифа – прим. редакции] – где я нашел эту древесину, то бор сгорел. Возраст этой древесины, как подсказали геологии, более 100 миллионов лет. А это говорит о том, что там когда-то были и леса, и какая-то жизнь. Может, та самая Гиперборея из древнегреческой мифологии».

Но при этом Платон Васильевич самой сложной экспедицией в своей практике считает работу в Африке, где ему довелось однажды побывать.

«Тогда по решению Министерства морского флота СССР несколько специалистов-гидрографов были командированы в качестве консультантов в одну из африканских стран с протяжённой береговой линией и несколькими морскими портами. Тогда в этой стране была напряжённая обстановка, постоянно происходили диверсии по уничтожению средств навигационной обстановки. А подходные фарватеры там, как правило, сложные. Но порты должны функционировать, и нам приходилось выполнять полный комплекс гидрографических работ, включая геодезические съёмки и уровенные наблюдения. Кстати, приливы там приличные – до семи метров. Также нужно добавить, что многие порты расположены в устьях рек, а мощные африканские реки типа Замбези, особенно бурные в период дождей, выносят большое количество донных осадков с образованием устьевых баров. Соответственно, нужно периодически делать промеры, вновь устанавливать буи и наносить на карты новые судовые пути. Вот, если вкратце, этим мы и занимались. Да, это была привычная работа, но в очень непривычных для нас условиях – арктический мороз переносится легче, чем африканская экзотика и жара».


Ассоциация полярников

В Гидрографическом предприятии Платон Васильевич проработал 15 лет и дослужился до начальника отдела штурманского и гидрографического оборудования. Но в 1991 году перешёл на работу в Ассоциацию полярников в качестве заместителя генерального директора.

«Меня пригласили поработать в Ассоциацию полярников Санкт-Петербурга. Тогда она называлось «ЛАСПОЛ» – Ленинградская Ассоциация советских полярников. И вообще, Ассоциация полярников родилась именно здесь, в Санкт-Петербурге. В 1989 году Артур Чилингаров предложил эту идею в Арктическом и антарктическом институте. Там ее поддержали очень активно. И в январе 1990 года Ленинградская Ассоциация советских полярников была создана. Президентом мы избрали Корнилова Николая Александровича, Героя Социалистического Труда, в то время заместителя директора Арктического и антарктического института».

В апреле 1990 года на съезде в Москве была создана Всесоюзная Ассоциация советских полярников, президентом которой был избран Артур Николаевич Чилингаров. А Ленинградская ассоциация стала региональным отделением. А в 1992 году она сменила название и стала Ассоциацией Санкт-Петербургских полярников – АССПОЛ.

«Полярники, как никто, хорошо знают о проблемах арктических регионов. Наша ассоциация организовала несколько экспедиций по определению количества накопленных отходов – бочкотары, бытового мусора, плавника. Была проведена международная экспедиция «Врачи мира – народам Севера». Одним из основных направлений стало строительство домов для полярников. В то время выделялись субсидии на строительство жилья для северян, которые хотели переехать из Арктики на “материк”. Поэтому встала задача аккумулировать эти средства полярников и централизованно заниматься строительством домов. Этим занялась АССПОЛ. Было построено несколько домов в Калининградской области и здесь, под Санкт-Петербургом – в Щеглово и во Всеволожске».
Учредительное собрание РОО АСПОЛ СПБ, 2014 г.
Сегодня деятельность Ассоциации полярников Санкт-Петербурга в основном направлена на решение вопросов социально-экономического развития арктических регионов Российской Федерации. АСПОЛ-СПБ выступает в качестве экспертной и партнёрской организации при реализации масштабных проектов, направленных на решение актуальных проблем в Арктической зоне Российской Федерации.

«В настоящее время, совместно с Всесоюзным научно-исследовательским институтом имени А.П. Карпинского и Российской академией народного хозяйства и государственной службы Санкт-Петербурга, мы разрабатываем проект “Кадастр береговой зоны российской Арктики”. Это ГИС по обеспечению комплексного управления Береговой зоной при реализации Государственной стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации. Именно здесь, в береговой зоне находится абсолютное большинство арктических поселений, инфраструктуры Северного морского пути, подавляющая часть разведанных и доступных месторождений. Береговая зона нашей Арктики – самая большая в мире, и нам просто необходимо систематизировать эти исследования и знания». 

Уже разработана дорожная карта для реализации этого масштабного проекта и получено одобрение профильного комитета Государственной Думы. Предстоит найти заинтересованного заказчика и финансирование на выполнение научно-исследовательских работ. В будущем этот Кадастр позволит максимально точно определять ценность и инвестиционную привлекательность каждого участка арктического побережья и шельфа России. 

«Так, блочное построение Кадастра, где предусмотрены геологический, экологический, социальный, юридический и другие блоки, позволяет собирать и анализировать информацию обо всех происходящих в Береговой зоне процессах в их совокупности, а это принципиально важно, учитывая их взаимосвязь и взаимовлияние. Мы полагаем, что в результате «Кадастр береговой зоны российской Арктики» станет эффективным инструментом для Правительства при принятии управленческих решений в сфере рационального природопользования и окружающей среды с получением новых данных о ресурсном потенциале и возможностях всестороннего освоения». 

Помимо комплексных проектов государственного масштаба, Ассоциация полярников занимается и более прикладными направлениями. Например, разработан проект «Программа оздоровления территорий», направленный на обеззараживание стоков из инфекционных больниц и отделений непосредственно на месте их возникновения.

Вездеходная машина «Каракурт»
«Также, совместно с партнёрами, мы развиваем и другие проекты. Например, программу развития вездеходной техники, которая должна надёжно работать в условиях Арктического бездорожья. Это должна быть совершенно неприхотливая и легко управляемая машина на дизельном, как наиболее доступном, топливе. Несколько недель назад в ходе нашего телемоста «Петербург-Мурманск» наши партнёры презентовали «Каракурт» – колесную вездеходную машину на базе багги и показали реальное виде с испытаний на бездорожье, в том числе на Эльбрусе. Эти машины уже востребованы МЧС. В январе нового года по приглашению мурманских коллег мы проводим круглый стол с презентацией нескольких наших проектов».


Смена поколений

Одна из главных задач Ассоциации полярников – это сохранение и передача бесценного опыта, которым обладают её участники. Опытные полярники стареют и уходят из жизни, а новое поколение, по словам Платона Васильевича, подготовлено к работе в Арктике гораздо хуже. И не имеют такой мотивации, которая была у их предшественников. 

«Сейчас романтизм и престиж полярных профессий значительно ниже, чем раньше. Причин этому много, и они разные. Необходима системная работа государственных и общественных организаций в сфере арктического просвещения. Это важно. Современная молодёжь мало знает или совсем не знает о героях-полярниках, тех пассионариях, которые порой идею ставили выше даже своей жизни и шли туда, куда не каждый человек пойдет. Это я очень хорошо видел на примере наших старших товарищей в Гидрографическом предприятии, и помню из рассказов, как они в послевоенные годы работали в Арктике, передвигались на собачьих упряжках, жили на льду в палатках». 

А между тем, полярники, а в частности гидрографы и лоцманы очень востребованы именно сейчас, когда в Арктике идут активные климатические процессы, ведущие к серьёзным изменениям рельефа северных морей. 

«На наших глазах меняется климат планеты, и стремительно теплеет Арктика – сокращается количество морских льдов, тает вечная мерзлота, идет таяние ледников, разрушение берегов и так далее. И всё это активно изменяет подводный рельеф. В 2026-2027 годах ожидается открытие круглогодичной навигации по Северному морскому пути со значительным увеличением грузооборота и количества судов с большой осадкой. Значит, потребуется увеличение объёмов гидрографических работ на традиционных судовых путях и новых участках арктического шельфа. И, конечно, нужны квалифицированные специалисты полярных профессий».

Сейчас Ассоциация полярников Санкт-Петербурга активизирует работумолодёжного крыла и приглашает к сотрудничеству целеустремлённых молодых людей и инициативного организатора, который сможет его возглавить. Задачей молодёжного отдела будет, в том числе, и популяризация полярных профессий среди подрастающего поколения. 


P.S. Платон Староверов: «Пользуясь случаем, приветствую наш Арктический факультет и поздравляю гидрографов-выпускников 1975 года с 50-летием окончания ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова! (Как быстро летит время …)». 

Благодарим за помощь в организации съёмок Ассоциацию полярников Санкт-Петербурга. 
Максим Упиров,
специально для GoArctic
18 декабря 2025
ГЕРОИ