***Уволившись в 1902 году от службы, Таратин продолжал следить за навигационной ситуацией на Беломорье, владея при этом самой последней информацией: например, сообщает, что ныне (в 1910-м году) торговое и почтовое сообщение Терского берега с Архангельском в летнее время осуществляется на парусных судах и на пароходах Товарищества Беломорско-Мурманской Кампании. Обычно такие рейсы производятся каждые две недели, при этом суда посещают Умбу, Кашкаранцы и Кузомень. Остальные же поселения беломорского берега, согласно Таратину, имеют сообщение «по-первобытному» -- на карбасах.
Заканчивая свои воспоминания, Таратин приходит к заключению о необходимости улучшения путей сообщения на Терском берегу. Для этого бывший офицер предлагает устроить грунтовую дорогу вдоль всего берега «с разгоном на лошадях». Таратин замечает, что рассчитывать на оленей не приходится, так как их поголовье на Кольском полуострове неуклонно уменьшается. Вместе с тем автор предлагает расчистить устья рек от камней и осветить их маяками для свободного доступа в них судов, которые могли бы там отстаиваться от штормов. Таратин уверен, что все затраты на благоустройство транспортного сообщения с Кольским полуостровом со временем окупятся ввиду того, что край богат пушниной и
рыбой…
Увы, автор «Воспоминаний» не мог знать только одного: мирная жизнь на Севере скоро закончится: в Мурманске высадятся
интервенты и новое словечко «Антанта» станет популярнее слова «телеграф». В Петрограде сменится власть, падёт Дом Романовых, и все планы по обустройству Терского берега отодвинутся на десятилетия…