Николай Николаевич Матусевич
Исследователь Арктики, гидрограф и геодезист, инженер-вице-адмирал, профессор
(1879-1950)
Николай Матусевич родился 10 апреля 1879 года в Николаеве. Будущий исследователь Арктики – потомственный морской офицер. Его отец Николай Александрович Матусевич (1852–1912), участник Русско-японской войны, ушёл в отставку в звании вице-адмирала.

Николай Николаевич Матусевич мичманом участвовал в боевых действиях в Китае в 1900–1901 годах, награждён медалью «За поход в Китай». Участник Русско-японской войны.

Учился в Морском кадетском корпусе, на гидрографическом отделении Николаевской морской академии и на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, после чего служил в Пулковской астрономической обсерватории.

В 1911–1914 годах на транспорте «Мурман» и на портовом судне «Лейтенант Овцин» производил гидрографические работы в Белом море, руководил работами по изучению Карского моря и Мурманского побережья.

В 1923 году организовал полярную метеостанцию на архипелаге Новая Земля в проливе Маточкин Шар, на базе которой в 1924 году была устроена полярная геофизическая обсерватория.

Неоценим вклад Матусевича в создание навигационных карт Белого и Баренцева морей.

Николай Николаевич Матусевич награжден орденами Ленина (1945), Красного Знамени (1944) и Трудового Красного Знамени (1944); медалями «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938) и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945); Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Именем Матусевича названы бухта и полуостров на Новой Земле, залив на острове Греэм-Белл и ледник в Антарктиде, крупный залив моря Лаптевых, вдающийся в остров Октябрьской Революции архипелага Северная Земля (фьорд открыт в 1913 году гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач»). Также в честь Николая Матусевича названы гидрографическое исследовательское судно пр.862/II. «Николай Матусевич» (находится в п. Ломоносов, Санкт-Петербург) и путейский катер «Инженер Матусевич» на Волге.
Как была основана первая советская полярная станция в Арктике – «Маточкин Шар» на Новой Земле
Строительство станции «Маточкин Шар». 1923 год. Фото участника Отдельного Северного гидрографического отряда Бориса Григорьевича Островского
К 1917 году, то есть к началу преобразований Российской Империи в Советский Союз, в Арктике уже существовало пять российских полярных станций. После завершения гражданской войны и наведения порядка в стране правительство СССР обратило своё пристальное внимание на Арктический регион. В 1920-ые годы объёмы перевозок по Северному морскому пути стали расти, поэтому нужно было и дальше осваивать и развивать регион. Другой причиной строительства станции стало то, что СССР хотел закрепить за собой права на архипелаг Новая Земля.

В апреле 1920 года комитет Северного морского пути при Сибревкоме обратился в Главное гидрографическое управление с предложением открыть на Новой Земле две радиостанции. Они должны были следить за состоянием льда в Карском море и собирать информацию для долгосрочных ледовых прогнозов. Дело в том, что суда по СМП шли двумя путями: либо огибали Новую Землю с севера, через мыс Желания, либо с юга, через пролив Маточкин Шар. В этих двух местах и было предложено организовать радиостанции, чтобы они оперативно могли передавать на суда ледовую обстановку, а те в свою очередь могли бы выбирать оптимальный маршрут.
А знаете ли вы, что станция в проливе Маточкин Шар стала самой первой именно советской станцией в Арктике?
Уже в 1921 году была проведена разведывательная экспедиция, которая выбрала подходящее место для станции. 16 ноября 1922 года вопрос о заселении Новой Земли и строительстве станций рассматривал Президиум Госплана.

7 марта 1923 Главному гидрографическому управлению было поручено организовать строительство станции. Для этого был организован Отдельный Северный гидрографический отряд во главе с Николаем Николаевичем Матусевичем.
Строительство станции «Маточкин Шар» на Новой Земле, 1923 год. Фото участника Отдельного Северного гидрографического отряда Бориса Григорьевича Островского
Дома для станции в готовом виде были закуплены в Архангельске и в разобранном виде транспортированы на Новую Землю. Жилой одноэтажный дом на 15 комнат, отдельный дом для радиостанции, две кладовых, баня и дом для магнитных самописцев.

В августе 1923 года был заложен первый фундамент, а уже в сентябре обшивали утеплителем жилой дом, стоящий на этом фундаменте. Обшивали дом толем и досками, на крышу положили двойной слой досок. Продовольствия взяли на два года, но свежего мяса и зелени у зимовщиков не было, часть продуктов была плохого качества из-за того, что в стране «разруха» и их попросту невозможно было найти. Топливо также привезли с собой: 15 кубов дров и 70 тонн каменного угля. Зимовщики также завезли 18 ездовых собак и сани, ружья, запас патронов и меховую одежду. Были у полярников и предметы для радости: музыкальные инструменты и книги – два года долгий срок, и такие предметы важны для поддержания нормального психического состояния отдельного человека и всего коллектива.

Трудность строительства станции заключалась в том, что до 1930-ых годов (когда строительство станций велось активно и была создана большая сеть в Арктике), мало кто имел опыт строительства в подобных условиях. Станцию нужно было построить за один сезон (лето 1923 года), и всё, вплоть до последнего гвоздя, привезти с собой за один раз из Архангельска. Вернуться в Архангельск за недостающими комплектующими или забытыми стройматериалами не было возможности.
Станция «Маточкин Шар». Новая Земля. 1923 год. Фото участника Отдельного Северного гидрографического отряда Бориса Григорьевича Островского
Строители ряд проблем решали на ходу. Оказалось, непросто установить радиомачты: при рытье ям под их фундамент и под бетонные якоря для опорных оттяжек выяснилось, что верхний слой грунта – это рассыпающийся сланец, перемешанный с глиной и землёй. Под этим тонким слоем начиналась вечная мерзлота. Ямы быстро заполнялись талой водой. Удалось полноценно поставить одну мачту высотой 60 метров, другую возвели только на 2/3.

6 октября 1923 года станция в проливе Маточкин Шар была открыта.
Общая группа участников работ около здания радиостанции. 26 сентября 1923 год. Фото участника Отдельного Северного гидрографического отряда Бориса Григорьевича Островского
Дальнейшая судьба станции (с 1924 по 40-е годы)
В 1924 году станцию «Маточкин Шар» преобразовали в Постоянную Полярную Геофизическую Обсерваторию (ППГО) – самую северную в мире. В обсерватории трудились сотрудники ведущих научных организаций СССР, которые изучали климатические условия восточной части Новой Земли, геологию, флору и фауну, выполняли магнитные, аэрологические и гидрологические исследования.

К 1928 году в Обсерватории действовало 4 отделения:

  1. Гидрологическое. Производило взятие проб воды и измерение её температуры.
  2. Метеорологическое. Вели наблюдения за температурами воздуха и грунта, измерялось сияние солнца в течение дня и т.д.
  3. Магнитное. Наблюдение за магнитным полем земли велось с помощью двух самописцев, установленных в отдельном здании.
  4. Аэрологическое. Сотрудники отделения запускали шары-пилоты и специальные змейки. Приборы поднимал вверх специальный коробчатый воздушный змей на стальной проволоке. В воздух поднимался метеограф, он измерял изменение давления с изменением высоты.
На змейковой площадке перед запуском аэрозмеев. Полярная станция «Маточкин Шар». 1929 год. Фото участника Отдельного Северного гидрографического отряда Бориса Григорьевича Островского
Полученные в результате наблюдений данные позволили сделать вывод, что окрестные горы существенно влияют на метеоданные и из-за этого результаты плохо отражают реальную метеообстановку. В 1934 году было принято решение открыть новые станции на западе и востоке Маточкина Шара – на мысах Бакан и Выходной.

Обсерватория «Маточкин Шар», после открытия новых станций, стала терять своё значение и была окончательно закрыта в 1940-ых годах.
Автор: Константин Каськаев, специально для GoArctic