«Плюс еще была очень интересная задача – это восстановление взлетно-посадочной полосы. В советское время она работала, потом, естественно, после перестройки ничего не работало. Ее пытались восстановить уже после расконсервации станции. А станцию расконсервировали, получается, в 2013 году. И вот примерно с 15-го года пытались проводить эту работу. Но, к сожалению, так сложилось, что долго не могли принимать самолеты. В нашу зимовку в 23-м году мы приняли первый борт. Счастье было, конечно».
Подготовка взлётно-посадочной полосы в зимних условиях Крайнего Севера – это гигантский труд. В те моменты, когда техника не справлялась, в восстановительном процессе участвовал весь персонал станции.
«У нас механики постоянно выезжали и утрамбовывали снег тяжелой техникой. Опять же, персонал научной станции тоже привлекался к работам, особенно авральным, если надо было что-то срочно сделать. И расчистка взлетной полосы периодически была – лопатами помахать приходилось. В общем, весело было».
Но, по словам полярников, затраченные усилия того стоили. Если раньше основную часть грузов для станции и самих людей доставляли на Северную Землю раз в год по воде, то теперь это можно делать практически круглогодично самолётами.
«Теперь можно в течение года, пока действует полоса, ещё дополнительно забрасывать на станцию какие-то объемы груза, которые будут больше, чем те, которые можно доставить вертолетом. Ну и плюс, опять же, взлетная полоса у нас превращает станцию в такой логистический хаб. С помощью этой полосы можно проводить ротацию, например, персонала на ледостойкой самодвижущейся платформе (ЛСП «Северный полюс»). И плюс еще возможно использование этой полосы для доставки, например, туристов, куда-нибудь в рекреационных целях».