«Если что-то начало происходить на льду, то просто дал команду – и все люди оперативно поднимаются [на борт]. Если получилось по трапу – хорошо. Если нет, то с помощью крана. Когда персонал весь уже на проходе, тебе спокойно. Там на льду может всё что угодно происходить. Ну утонет какой-нибудь прибор дорогущий – жалко, конечно, но это все-таки не человек. И тебе не придется потом смотреть в глаза его родственникам и объяснять, почему ты вернулся без него. В плане обеспечения безопасности, что является приоритетом, тут несравнимое преимущество. Потому что когда вы живете на льду, то вас высадили, вы лагерь разбили, пароход ушел, дал гудок, и всё – вы понимаете, что год вы будете здесь. Ну, может быть, прилетит самолет по весне».
Но у новой полярной станции есть и минусы. В основном они касаются точности измерений, которые проводят учёные.
«Некоторые исследования требуют, так сказать, чистоты среды. Всё-таки пароход – это массивное металлическое сооружение. У него 8 метров осадки, высота – 22 метра надо льдом. Естественно, он вносит возмущение в ту среду, которую вы изучаете. Если вы течение меряете и начнете рядом с пароходом это делать, то там просто будет барьер подо льдом, и то, что вы измерите, не совсем будет соответствовать тому, что происходит в естественной среде. То же самое про атмосферу можно сказать. Но эти вещи исправляются тем, что разбивается исследовательская инфраструктура на ледовом поле, к которому судно пришвартовано. Чтобы исключить возмущение, допустим, для геофизической аппаратуры, на 400 метров надо отойти. Вот отошли, поставили, развернули».
Использование ледостойкой платформы открывает перед учёными совершенно новые возможности. Теперь полярники могут проводить исследования с использованием более тяжёлой и мощной аппаратуры, которую нельзя было использовать на льду.
«Если это судно, то это значит, что мы можем использовать тяжёлое оборудование. Если вы просто на льдине находитесь, вы не можете позволить себе снаряд весом в тонну опустить на дно и поднять его с пробой, вам просто нечем это сделать. Вы не можете кран поставить на льду. К тому же нужно, чтобы он обеспечивался электроэнергией. Дизельная электростанция на льду обеспечивает дрейфующую станцию светом и теплом. Но нет возможности выдать такую мощность, чтобы эксплуатировать энергоёмкие механизмы. А пароход — это помимо всего прочего электростанция мощнейшая. И когда он стоит, никуда не идёт, то вся энергия, помимо жизнеобеспечения, может использоваться для того, чтобы задействовать тяжёлое оборудование. Поэтому всё, что связано с геологическим пробоотбором – этого не было раньше на СП. Для биологов мы многое смогли предоставить, чего на классических станциях не было».