Богдан Юрьевич Булычёв
«Внутренний голос мне говорил:
"Старик, что ты вообще тут делаешь?"»
Этот путешественник первым в мире добрался до Северного полюса на велосипеде, стал десятикратным мировым рекордсменом, но в Арктику он ездит не за рекордами
Богдан Булычёв – полярник, профессиональный путешественник и видеоблогер. Каждый год он организует арктические экспедиции и снимает о своих поездках фильмы. Всем средствам передвижения предпочитает автомобили, но пользуется и велосипедом, – однажды даже доехал на нём до Северного полюса, установив мировой рекорд. Сейчас на его счету их уже около десяти.
Богдан окончил Санкт-Петербургскую академию гражданской авиации и успел поработать заместителем генерального директора аэропорта в Ярославле. В какой-то момент он понял: если останется работать в этой сфере, то его ждёт достаток, стабильность, почётная пенсия, но настоящая, яркая, интересная жизнь пройдёт мимо. А самые сильные эмоции и впечатления, по мнению Богдана, можно получить только в экстремальных путешествиях.

 «Я родился в Магадане, а жил в Магаданской области. И по прямой было всего 200 километров до полюса холода Оймякона. Температура у нас в нашей долине была такая же холодная, то есть минус 57, минус 60. Это была нормальная температура зимой. Поэтому я рос в суровых морозах. И для меня Артика не является таким вот суперсуровым местом. Я как будто всегда приезжаю домой. Поэтому всё это сложилось в один такой, понятный букет, если можно так назвать. Я принял решение, что Артика – это то, чем я хочу заниматься. Первую экспедицию мы сделали в Артику в 2016 году. И все, с этого момента я понял, что, конечно, могут быть какие-то другие проекты, но Артика будет тем самым главным, чем я буду заниматься в ближайшее время в своей жизни».
Первая арктическая экспедиция, в которую отправился Богдан Булычёв, была на море Лаптевых. Путешественники выехали из Иркутска, проехали Байкал, добрались до посёлка Усть-Кут, оттуда по зимнику доехали до Якутска. Дальше через Тополиное, Батагай и один из полюсов холода, Верхоянск, дошли до Тикси и, собственно, моря Лаптевых. Именно там, на побережье Северного Ледовитого океана, Богдана ждал самый главный приз в его жизни.
«Я запомнил это на всю жизнь. Мы выехали на бескрайние ледовые просторы, и там стояла табличка такая синяя обветшалая аутентичная, и на ней было написано ῝Море Лаптевых῝. Я на всю жизнь это запомнил. У меня фотографии есть. Но самое главное, что в эту поездку я взял свою будущую жену. Тогда она еще была просто моя девушка. Я заранее подготовился. Я знал, что мы едем на море Лаптевых. Я взял кольцо из якутского золота, с якутским бриллиантом. Решил, если она выдержит, я сделаю ей предложение. Прямо здесь, на южном побережье моря Лаптевых. Все же девушки хотят, чтобы им сделали предложение на южном побережье. Они не уточняют, на каком. Поэтому я подумал, что море Лаптевых должно подойти. И вот на обратном пути, когда мы уже достигли Тикси и возвращались назад, на заливе, на южном побережье, под северным сиянием я встал на колено и предложил её стать моей женой. Она, конечно, сказала ῝да῝. Если бы сказала ῝нет῝, я её там оставил бы, возможно (смеётся). Но дело в том, что для меня море Лаптевых и Артика – это место, где сформировалась моя семья».
После этого Богдан Булычёв начал организовывать более масштабные экспедиции, результатами которых стали около десяти мировых рекордов. Так, он стал первым в мире человеком, который доехал до Северного полюса на велосипеде.

«До этого я видел, как в Норвегии, Финляндии, позже у нас на Севере народ катался зимой на фэтбайках. Я взял и попробовал – он действительно едет. Если взять фэтбайк, то пятно контакта фэтбайка от колеса, когда оно ещё полуспущено, равно примерно 41-му размеру ноги, плюс-минус. И их два таких. То есть у нас уже получается 80-й размер ноги – ну грубо говоря, два по 41. Когда мы идём, мы с ноги на ногу переходим, а тут у вас одновременно два колеса стоят. Плюс есть, конечно, вес велосипеда. Но в целом, когда ты едешь на фэтбайке, он меньше проваливается, чем когда ты идёшь пешком. Поэтому на нём комфортно ехать. Некомфортно перетаскивать его через торосы и полыни, но в целом – почему нет? Поэтому я попробовал».

Изначально отправиться на Северный полюс на велосипедах должна была команда из четырёх человек. Одним из был Олег Тиньков, который стал финансовым партнёром экспедиции. Но когда маршрут был полностью проработан, Тиньков заявил, что реализует этот проект сам и отправится на полюс один. Богдану и его команде пришлось срочно разрабатывать альтернативный маршрут, чтобы всё-таки успеть доехать до вершины Земли первыми. Оставшихся денег хватило на отправку только одного человека – им стал сам Булычёв. Счёт шёл буквально на дни, но он всё же доехал до Северного полюса первым.
«Как когда-то в Антарктиде была гонка между Раулем Амундсеном и Скоттом, кто первый доберется до Южного полюса. То же самое было у меня с Олегом Тиньковым на Северном полюсе. И я на три дня впереди его приехал на фэтбайке на Северный полюс. Из интересного могу сказать, что больше я так точно не поеду. Фэтбайк не очень подходит для этого. Как челлендж, это было интересно. Как факт, что я первый приехал на Северный полюс – это очень круто. Именно на фэтбайке».

Тогда же Богдан понял, что одиночные экспедиции – это не для него. По его словам, чтобы оставаться один на один с природой, а тем более с арктической, нужно иметь особый склад характера. Яркий представитель такого типа путешественников – Фёдор Конюхов. К тому же, никакие достижения и рекорды не приносят особой радости, если ими не с кем поделиться.

«Представьте себе, я добрался до Северного полюса – тишина. Я достаю спутниковый телефон, звоню жене, говорю:
- Привет, ты как там?
- Все нормально, дочку укладываю, а ты как?
- Я на Северном полюсе.
Она говорит:
- Круто! На Северном полюсе!
Я говорю:
- Да так же, как вчера. Ну, снег, всё вот это. Ну, Северный полюс, да.
То есть не с кем было разделить эту эмоцию, и я понял, что это всё-таки не мое».
В Арктике люди и так находятся на максимальном удалении от цивилизации, поэтому помощь товарищей – физическая и моральная – просто необходима. С другой стороны, если вы полный интроверт, то лучшего места для того, чтобы побыть наедине с самим собой, не придумать.

«Когда вы добираетесь до [мыса] Челюскина, до самой северной материковой точки Евразии и России, то оттуда до ближайшего населённого пункта больше тысячи километров. Можете представить? А вот от поверхности земли, где мы сейчас с вами находимся, до международной космической станции всего 360-380 километров. То есть до космоса ближе, чем оттуда до цивилизации. При этом у тебя нет ни дорог, ни зимников, ни аэродромов, ничего нет».
Буквально на днях завершилась одна из крупнейших автомобильных экспедиций «Россия 360», также организованная Богданом Булычёвым. Её участники объехали вдоль государственных границ всю нашу страну по периметру. В ходе этой поездки установлено 4 мировых рекорда. Самый главный заключается в том, что впервые этот маршрут удалось проехать целиком. При этом, по словам Богдана, он путешествует не ради рекордов, а ради того, чтобы просто двигаться вперёд и заниматься любимым делом. Как говорится, «У настоящего самурая нет цели, а есть только путь».

«Мы просто делаем проекты, которые становятся рекордными. Ну, допустим, во время экспедиции ῝Россия 360῝ проехать вокруг страны, снять фильм о людях, о природе и об интересных уникальных местах, которыми мы можем гордиться. Но это мы все делаем в самых удаленных местах нашей страны, потому что это граница, дальше уже соседи идут, либо моря и океаны. И вот по побережью 13 морей и 2 океанов мы проехали – через 58 регионов. И получается так, что в первую очередь важен сам проект – фильм интересный многосерийный, который получится. Но при этом – 4 мировых рекорда».

Как говорит Богдан, залог успеха всех его экспедиций – это подготовленная и профессиональная команда. За всё время, что они провели в Арктике, ни один из участников не получил травм.

«Мы – лучший частный экспедиционный центр, который делает крупные, большие экспедиции в Арктику. Это 24 человека – профессионалы, которых мне удалось объединить в рамках экспедиционного центра про путешествия. Я уверен в каждом из них. Механик точно лучший, водители-механики точно лучше, штурманы точно лучше. Оператор такой, что медведь его будет кусать за ногу, а он будет продолжать снимать. Ну, правда, потом мне счет за лечение выставит, но снимать будет. И поэтому они – профессионалы, поэтому они в нашей команде».
Для Богдана и его команды поездки в Арктику – это не только преодоление трудностей и установление новых рекордов. Каждая экспедиция включает в себя также образовательный и исследовательский аспект.

«В Арктике есть один большой плюс. Она как большой музей под открытым небом, но музей с очень хорошими и надежными смотрителями. То есть в Арктике все сохраняется. Ты можешь найти, как мы, какую-нибудь старую лодку 19 века, и она будет в идеальном состоянии. Просто в идеальном. Хоть прямо сейчас спускай на воду, ставь паруса, руль и отправляйся на ней опять бороздить просторы Севморпути. Поэтому Арктика очень интересна и привлекательна, поэтому она так и тянет меня к себе».

Следующий проект, который готовит Богдан, будет просветительским, направленным на сохранение истории освоения русского Севера. Образно говоря, он собирается навести порядок в огромном музее под названием Арктика и начнёт с установки табличек на экспонатах.
«Хочется сделать что-то полезное для страны, для государства, для истории, для просвещения. За время экспедиции я находил огромное количество мест, которые никак не обозначены. Ну допустим, остров Наблюдений. Место, где во время экспедиции с бароном Толлем работал молодой лейтенант – тогда еще лейтенант – Колчак. Он был гидрографом и занимался исследованиями. И вот он этот остров назвал остров Наблюдений, потому что именно на этом острове он наблюдал за льдами, за морем. И там построен гурий Колчака. И вот мы сейчас там были, представляете, а там нет никакой информации, что это остров Наблюдения, что здесь был молодой Колчак. Или, допустим, место, где зимовал Рауль Амундсен, или домик Папанина, который до сих пор есть. Мы рядом с ним были, я думал, это просто какая-то охотничья или рыбацкая избушка. Мы даже не зашли в него, а оказалось - это домик Папанина на Восточном Таймыре. И вот мы нашли 16 таких уникальных мест. В этом году мы хотим сделать на них таблички. На каждой будет QR-код. И самое главное, мы сделаем книгу онлайн посещений, то есть можно будет нажать, зарегистрироваться, и ты увидишь, что ты 64-ый после Рауля Амундсена, кто был на этом месте».

Оказаться в Арктике и увидеть своё имя в этой книге на самом деле не так уж и сложно. Ведь уникальность Русского Севера заключается в том, что он очень разный, и его можно разделить на градации по сложности. В том числе, там есть и очень легкодоступные территории. А чтобы отправиться в автомобильную экспедицию, необязательно покупать дорогую специализированную технику. Однажды команда Богдана Булычёва доехала от Дудинки до Диксона на обычных, стоковых автомобилях из салона безо всякого тюнинга. Правда, по его словам, начинать знакомство с Арктикой лучше с более простых поездок.
«Я всегда говорю, что не надо сразу на Северный полюс отправляться. Возьмите машину, съездите в Мурманск. Комфортная трасса ῝Кола῝, есть вся инфраструктура. Вы приедете, увидите северное сияние, увидите китов, увидите незамерзающее море. Все прелести Арктики уже есть в Мурманске. Побывали в Мурманске – езжайте дальше в Архангельск. Поморы, старорусы – всё там есть, там даже другая немножко культура. Побыли здесь – дальше езжайте. Везде можно на машине. Очень комфортно, дороги есть. Ямал, Салехард, Новый Уренгой – шикарные места. Полярный круг у вас будет проходить прямо по Салехарду – это же суперинтересно, суперблизко. Вот чем дальше вы будете уезжать на Восток, тем это будет дороже. То есть Таймыр – дорого, Якутия – дорого, Чукотка – вообще ῝космос῝ просто, запредельно. Но всегда есть комфортная, близкая Артика».

Три главные причины побывать в Арктике, которые определил для себя Богдан Булычёв: природа, люди и кухня. Зимой Заполярье выглядит как бескрайняя снежная пустыня, переливающаяся всеми оттенками белого. Летом – это яркая цветущая тундра. Северные пейзажи ни на что не похожи и запомнятся вам навсегда. Люди здесь тоже особенные; как говорят полярники, – настоящие. Ну а арктическая кухня никого не оставит равнодушным, если вы решитесь её попробовать.

«Сало кита – мантак. Копченое сало кита очень вкусное. Копальхен – это рулет из мяса и жира моржа. Его закручивают в шкуру моржа, зашивают жилами и год ферментируют в яме. И потом как хамон такой получается. Ферментированное мясо необычное, в нем очень много трупного яда, поэтому много есть его нельзя. Были примеры, когда неподготовленные люди погибали, когда много съедали. А местные едят нормально, им всё хорошо. Конечно, строганина, костный мозг оленя, очень вкусный, ягоды. Все северные ягоды богаты витамином в разы больше, чем в наших широтах и в южных».
Поехать в Арктику туристом может практически любой человек, но чтобы отправиться в автономную экспедицию, нужен особый склад характера и готовность столкнуться с трудностями, о которых вы раньше даже не подозревали. В первую очередь, нужно быть психологически устойчивым, ведь иногда взгляд в арктическое небо можно сравнить со взглядом в бездну.

«Вообще на Северном полюсе есть такой феномен, как стерильная тишина. В какой-то момент не дует ветер, ничего нет и настолько там тихо, что я осознал, что я слышу только два звука. Первый звук – это был звук моего сердцебиения, он был такой, как низы у ῝Приоры῝. Тун-тун, тун-тун. Я слышал его прямо отчетливо – и больше ничего. Второй – это мой внутренний голос, который мне говорил: ῝Старик, что ты вообще тут делаешь?῝ Северный полюс – это было очень интересно. Я подумал, что, наверное, слабый человек со слабой психикой может даже немножко подвинуться разумом. Такие там метаморфозы происходят».
Автор: Максим Упиров, эксперт ПОРА
Видео: Проектный офис развития Арктики

Фото: Богдан Булычёв

Благодарим за помощь в организации съёмок библиотеку «На Морской» (Санкт-Петербург)
ГЕРОИ