Андрей Васильевич Фрейганг
В 1866 году предложил организовать спасательные станции на морях России
(1809-1880)
Андрей Васильевич родился в Тропау, где его отец состоял на русской государственной службе по дипломатической части. Получив прекрасное домашнее образование, владея девятью языками, он в течение двух лет (1826-1827 гг.) пробыл в Лейпцигском университете. В 1828 году поступил унтер-офицером в л.-гв. Егерский полк, а затем в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Желание участвовать в кругосветном плавании заставило его, однако, переменить род службы: осенью 1830 года он перешёл в гвардейский экипаж и на следующий год отправился в плавание на два года на военном транспорте «Америка».

Вернувшись в Россию, Фрейганг до 1840 года почти каждое лето участвовал в морских кампаниях на разных судах. Александр Васильевич бывал в Арктике: он совершил переход из Архангельска до Нордкапа на парусной шхуне «Метеор», построенной на Соломбальской судоверфи. Командовал шхуной молодой командир капитан-лейтенант Леонтий Николаевич Бодиско. Не раз участвовал Андрей Васильевич и в кругосветных плаваниях.

В 1841 г. Фрейганг был назначен адъютантом к дежурному генералу главного морского штаба адмиралу Колзакову; затем, в продолжение нескольких лет, находился в плавании при великом князе Константине Николаевиче. В 1848 г. он был прикомандирован к морскому ученому комитету и принял деятельное участие в издании «Записок Гидрографического департамента» и «Морского Сборника», основанного в том же году.
А.В. Евстигнеев «Соломбальская верфь»
Девятнадцатый век ознаменовался созданием общественных организаций, призванных оказывать помощь терпящим бедствие на воде. Первые подобные общества появились в Европе, прежде всего – в Англии. «Туманный Альбион», как известно, всегда славился плохой видимостью у берегов и прибрежными отмелями, подстерегающими многочисленный корабли одной из великих морских держав мира. И в 1824 в Великобритании было образовано Национальное учреждение по спасению людей от кораблекрушений, с 1860 года получившее королевскую хартию. Существует это общество и сейчас, носит название Королевское национальное учреждение спасательных шлюпок (Royal National Lifeboat Institution – RNLI) и пользуется особым покровительством королевы Елизаветы II.

В том же 1824 году в Нидерландах появилось сразу два подобных общества – на севере и юге страны (интересно, что слились воедино «Норд» и «Зюйд» только в 1991 году!). Затем почин подхватили другие страны: в Бельгии общество спасения на водах возникло в 1838 году, во Франции – в 1865 и т.д. Показательно, что в большинстве стран эти организации были общественные, однако в ряде стран финансирование службы спасения на водах полностью или частично брало на себя государство. Так было, например, в Дании до XXI века, а в 2004 году датчане учредили ещё и общественную организацию спасения на море.
Св. Николай спасает моряков
В России государство вначале озаботилось организацией службы спасения на реках, создав в 1867 году речную полицию, в обязанность которой вменялось «принятие мер к спасению утопающих людей и погибающих судов». Однако финансовое обеспечение данного процесса легло на плечи органов местного самоуправления (городских дум, ярмарочных комитетов), и потому действовала речная полиция не повсеместно, а лишь в некоторых регионах страны (в столице, Нижнем Новгороде, Рыбинске). На море также эпизодически в 1860-е годы возникали спасательные станции, в основном – на побережье Балтики. Оснащались они за счёт Морского министерства: здесь были спасательные средства и «аптечки» для оказания первой медицинской помощи.

Единая для всей страны организация – Общество спасения на водах – была создана в России лишь в начале 1870-х годов. Это была изначально общественная организация и инициатива её создания может вполне считаться гражданской. В 1866 году с предложением создания подобного общества выступил капитан 1 ранга Андрей Васильевич Фрейганг, имевший к тому времени большой опыт морских походов.

Будучи знакомым с зарубежным опытом деятельности Обществ спасения моряков, капитан Фрейганг предложил организовать спасательные станции на морях России. К тому времени А.В. Фрейганг был известен как филантроп: во время Крымской войны он, по свидетельству сослуживцев, пожертвовал на помощь семьям фронтовиков все свои золотые и серебряные вещи, за исключением крестов и обручальных колец. По мысли А.В. Фрейганга, на помощь терпящим бедствия морякам должно были прийти частные лица, создав общественные организации.

Увы, подписка, устроенная Андреем Васильевичем, дала изначально только 15 рублей, но в том же 1866 году в дело вступили кронштадтские моряки, и сбор денег «по подписке» для организации спасательных станций пошёл в гору. Далее, в 1870 году при Морском министерстве был создан комитет для разработки устава общественной организации, призванной оказывать помощь тонущим «на водах». Организация ставила своей задачей «подание помощи всем терпящим бедствие на морях, озёрах и реках, в пределах России» и получила название «Общество подания помощи при кораблекрушениях». Устав её был высочайше утвержден 3 июля 1871 года.

Августейшей покровительницей нового Общества стала цесаревна Мария Фёдоровна – супруга наследника трона Александра Александровича, будущего императора Александра III. Мария Фёдоровна (Дагмара) была родом из Дании, где уже существовала к этому времени подобная организация. Великий князь Александр Александрович принял звание Первого действительного члена Общества.
Мария Фёдоровна
Несколько месяцев с момента утверждения Устава «Общества подания помощи при кораблекрушениях» ушли на разработку атрибутики организации (флага, знаков и пр.), и поэтому первое собрание Общества состоялось только в марте 1872 года. Собрание выбрало правление и утвердило нагрудные знаки Общества, которые предоставлялись для ношения Председателю общества и членам правления, а также Почётным членам и «дарителям» – наиболее активным членам общества. Тем членам Общества, которые вносили не менее двухсот рублей ежегодно или двух тысяч рублей единовременно, давалось право ношения золотого знака, а те, кто жертвовал на нужды Общества 50 рублей ежегодно или 500 рублей единовременно, удостаивались серебряного знака. Среди известных жертвователей – членов Общества были знаменитые люди: художник И.К. Айвазовский, купцы: А.К. Трапезников, М.А. Сибиряков, С.П. Елисеев, барон А.Н. Штиглиц (по духовному завещанию) и др. Государство также участвовало в финансировании работы Общества: более трети его бюджета пополнялись ежегодно из государственной казны. За первые четверть века существования организации это составило более полутора миллиона рублей – сумма по тем временам немалая.
Автор: Ольга Владимировна Чуракова, историк, краевед (САФУ, Архангельск)
ГЕРОИ