Всем членам команды «Веги» король лично вручил золотые и серебряные медали, Норденшёльд был возведён в титул барон, капитан Паландер получил рыцарское звание. Позднее в Стокгольме была возведена стела с венчающим её кораблём, а 24 апреля ежегодно шведы отмечают праздник – День «Веги», во время которого вспоминают и Александра Сибирякова. Ему тоже полагалась награда – крест командора 1 класса ордена Полярной звезды, к тому же он был избран почётным членом Шведского общества антропологии и географии, членом-корреспондентом Общества военных моряков и пр. Однако для вручения наград на многочисленные торжества в Швеции Александр Михайлович прибыть не мог, ибо находился в это время то в ледовом плену Карского моря, то в переходах на оленьих упряжках по сибирским просторам.
В 1880 году Александр Сибиряков организовал свою экспедицию по Арктике. На пароходах «Оскар Диксон» и «Нордланд» его команда пыталась добраться из Норвегии до Тобольска. Увы, преодолеть «ледовый мешок» Карского моря путешественники смогли с большим трудом, а в конце сентября оказались
затёртыми льдами на пути в Енисейский залив. Далее часть членов экспедиции, среди которых был и сам Сибиряков, двинулась на оленьих упряжках за помощью. Два месяца продолжалась эта поездка при тридцатиградусном морозе, с минимумом еды и тёплой одежды – и всё же завершилась успехом. 1 января 1881 года путники достигли самого северного города Сибири — Обдорска, затем, уже в сентябре, А.М. Сибиряков со спутниками оказались в Берёзове, а потом и в Тобольске. Оттуда Александр Михайлович выехал в Санкт-Петербург.
Не слишком удачный поход 1880 года на пароходе «Оскар Диксон» не охладил пыл исследователя Арктики, и в 1882-85 гг. на корабле «Норденшёльд» он снова и снова отправляет экспедиции с целью пройти через Карское море к Енисею. Попытки вновь оказались неудачными. Всего в 1877-96 гг. этим путём пытались пройти тридцать четыре суда. Увы, успешно достигли цели лишь четырнадцать из них, а почти половина судов погибла из-за тяжёлой ледовой обстановки.
Следовательно, необходимо было искать более удобные пути в Европу, минуя Карское море. Выход был один: соединить каналами или волоками северные реки и идти в Ледовитый океан, например, по реке Печоре. Для этого Александр Михайлович строит дорогу от Печоры к Оби по Щугорскому волоку, которую будут называть «Сибиряковский тракт». Сам Александр Михайлович описывает путешествие по будущему тракту в письме к Норденшёльду в 1884 году и обосновывает преимущества использования этого пути для контактов с Европой в ряде своих работ: «О морском сообщении Сибири с Европой через Карское море», «О морских сношениях через Карское море и устье Печоры», «О сообщениях Тобольска с Печорой» и др. Благодаря Сибиряковскому тракту, сибирские грузы, прежде всего зерно вывозились в Печорский край, на
Мезень, оттуда – на Мурманский берег, в Северную Норвегию, Данию. Для Печорского края, часто страдающего от голода, эта дорога стала спасением, благодаря ей цены на хлеб в крае снижались в 1880-е годы вдвое и даже втрое. Неслучайно Александра Михайловича Сибирякова в те годы почитали на Печоре как благодетеля края.
А сам Сибиряков мечтал связать все части страны посредством рек, каналов и волоков в единую систему: соединить Европейский Север (Северную Двину) и бассейны рек Обь – Иртыш, Западную и Восточную Сибирь, Якутский край, Дальний Восток, Камчатку; для оживления экономической и культурной жизни края он планировал открыть новые морские порты. На эти темы Александр Михайлович пишет многочисленные статьи в «Известия Русского географического общества», «Сибирскую торговую газету», издаёт отдельные книги и брошюры. Особенную важность он придаёт «речному фактору». «Там, где реки имеют громадные протяжения, как у нас в... России, они ... должны играть в организме страны подобающую им роль», - писал А. М. Сибиряков.
«Реки Сибири считаются первыми в мире, наша задача состоит в том, чтобы ими пользоваться как должно и ... создать систему сообщений, имеющую своим выходом море».Александр Михайлович Сибиряков не просто выступает как пламенный трибун, но и делом пытается доказать свою правоту. Для этого он сам предпринял множество поездок по северу Сибири и Арктике: на пароходах, катерах, лодках, исследовал реки, на оленьих упряжках и санным путём – волоки, подробнейшим образом описал свои поездки в статьях. Наконец, одним из проектов Александра Михайловича, связанных с северными реками, стала попытка «укрощения» Ангары. Судоходство на этой порожистой сибирской реке было возможно только в нижней её части. Примерно там, где сейчас находится Братское водохранилище, был опасный Падунский порог, который смогли нейтрализовать только в период строительства Братской ГЭС. Сибиряков бросил вызов природе за несколько десятков лет до того. В августе 1885 года император Александр III утвердил «Положение о буксирном пароходстве по реке Ангаре, учреждаемом потомственным Почётным гражданином А.М. Сибиряковым». Александр Михайлович намеревался поставить шлюзы, проложить цепи по дну Ангары для проводки туэрных (цепных) судов. В 1888 году на Ангаре стали взрывать пороги, однако преодолеть самый порожистый участок реки не удалось. Два миллиона рублей, вложенные в этот проект, в прямом смысле слова «утекли»... Предприятие за бесценок было продано казне, но результат всё же был: гидрографическая карта Ангары сослужила впоследствии добрую службу при строительстве ГЭС.
Следующая идея унесла неугомонного радетеля Сибири ещё дальше на Восток. В августе 1894 года Александр Михайлович Сибиряков вместе с А.И. Петровым учреждает «Амурское общество пароходства и торговли». Он пишет статьи о «Русской торговле с Китаем через порты Приморской области» и прозорливо предостерегает, что если Россия не освоит территории Дальнего Востока, то это сделают её соседи. В период Русско–японской войны Сибиряков шлёт публикации в редакции «Биржевых Ведомостей» и «Сибирской Мысли» о необходимости вести мирные переговоры с Японией и удержать за собой Амур и «северный фарватер», ведущий от устья Амура в Охотское море, путь на Камчатку и в Тихий океан.
В своих работах А.М. Сибиряков выступает как знаток Сибири и всех северных и восточных окраин Российской империи, как этнограф и этнолог и как дальновидный политик, исколесивший к тому же всю страну. Неслучайно труды Александра Михайловича Сибирякова были отмечены серебряной медалью Императорского Русского географического общества.
Пусть Александр Михайлович Сибиряков не приумножил капиталов отца, но старший из братьев Сибиряковых больше всех своих родных сделал для родного города и заслужил звание потомственного почётного гражданина Иркутска, был гласным Иркутской городской думы (в 1885-1895 гг.), много сделал для процветания родного города. Более всего известны его вклады в развитие науки и просвещения. В 1878 году Сибиряков пожертвовал 200 000 рублей Томскому университету, за что был награждён орденом Святого Владимира III степени. В 1904 году Александр Михайлович был избран в почётные члены Томского университета (вместе с
Д.И. Менделеевым).