Баранов не был святым и не претендовал на это. Он боролся за место под солнцем, за преумножение собственного влияния – а вместе с ним и влияния России. Недоброжелателей и конкурентов у этого энергичного человека, как водится, было много. Думаю, русских среди них было даже побольше, чем индейцев-тлинкитов, с которыми Баранов воевал, опираясь на другое местное племя – алеутов. Он знал толк в интриге. Но только благодаря энергии таких людей (их, к сожалению, было немного) Русская Америка существовала десятилетиями и, несмотря на суровый климат, была прибыльным предприятием.
Да, он сравнивал себя с Франсиско Писарро – испанским конкистадором. Кстати, по большей части – с иронией. Ведь счёт погибших в «русско-индейских войнах» на Аляске шёл на десятки или, с учётом морской стихии и местных междоусобиц, – на сотни, не более. В те годы «Писарро» было громкое имя – победитель инков, подчас не терявший в генеральных сражениях ни одного воина... И хотя в России с давних пор (как минимум, с XIX века) утвердилось сочувственное отношение к индейцам как к коренным жителям Америки, которых частично потеснили, частично истребили неумолимые европейцы, отрицать цивилизационную роль испанских покорителей Нового Света нельзя. Той Америки, которую мы знаем – и Северной, и Латинской – без этих катаклизмов, без этих завоевательных походов попросту не было бы.
Последние годы Баранова прошли в тревогах и болезнях. Он обзавёлся женой из местных. Вожди местных племён в знак доверия отдавали на воспитание к русским своих сыновей и дочерей. Одна из них стала фавориткой Баранова… По одной версии, она была алеуткой, по другой – была дочерью вождя индейского племени танаинов. После крещения она получила имя и отчество – Анна Григорьевна. Первое время он жил с ней, по понятиям того времени, «во грехе» -- ведь Баранов не был разведён со своей петербургской женой Матрёной Александровной, от которой, впрочем, не имел детей. Неудивительно, что вскоре после её смерти в 1806 году он узаконил свои отношения с Анной церковным браком. К тому времени она родила ему сына и дочь. Сына назвали Антипатром, в переводе с греческого – «наместник отца».
В 1806 году на Аляске побывал Николай Резанов – тот самый герой известной рок-оперы. Через него Баранов передал императору просьбу «Об усыновлении двух его воспитанников - Антипатра и Ирины, которых приобрёл он здесь по свойственной людям слабости и отдал первого в училище, возбудя столь похвальным примером и других к образованию здешнего потомства». Кстати, самому Резанову Антипатр понравился: он прилежно учился и хорошо знал Аляску.
Очень скоро главной заботой Баранова стало обеспечение счастливого будущего для детей, прежде всего – для Антипатра, в котором он видел будущего правителя Русской Америки.
Петербург всё меньше доверял своему аляскинскому правителю. Это нельзя назвать опалой. Скорее, его побаивались и хотели изолировать, отрезать от власти и денег. У недругов Баранова был один мощный союзник – старость многолетнего правителя Аляски, его недомогания.
Умер он при трагических обстоятельствах. Ехал в Петербург, сдавать дела, отчитываться. Скорее всего, душа не рвалась в эту поездку, тащили его туда подневольно. Старику стало плохо. Корабль «Князь Кутузов-Смоленский» остановился на острове Ява для ремонта. Там, в заштатной гостинице, Баранову стало ещё хуже. Вскоре корабль тронулся в путь – и сердце старого путешественника остановилось. Похоронили его как моряка – в водах Зондского пролива, между островами Суматра и Ява. Земля полнилась слухами, что Баранова убили, что он хотел только императору раскрыть тайну аляскинских алмазных копей. Но всё это, скорее всего, готические легенды, которые неминуемо порождает столь странная смерть.