Игорь Павлович Рубан
Первый живописец, который получил звание «Почетный полярник СССР»
(1912-1996)
Игорь Павлович писал свои картины в самых экстремальных условиях – в летней тундре среди туч гнуса, на палубе ледокола во время шторма и, конечно, на сильном морозе, обмораживая руки.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
А вы знали, что раньше, пока фотоаппараты не получили широкое распространение, в Арктические экспедиции брали профессиональных художников, которые зарисовывали самые значимые моменты путешествий?
«Во многих сотнях собранных мною в северных странствиях рисунков и этюдов я старался запечатлеть прямо с натуры все, что меня интересовало, никогда не пользуясь фотографией…»
Пишет Игорь Рубан в своей автобиографической книге «Без темных очков».
Знакомство с Арктикой
В свою первую Арктическую экспедицию Игорь Рубан отправился в 1944 году. Поддавшись на уговоры своего товарища, он полетел с ним в Якутию в качестве помощника начальника экспедиции. При это художник оставил за собой право работать по профилю в течение всей поездки. Первым арктическим поселением, которое запечатлел Рубан, стал посёлок Тикси – он был точкой сбора участников экспедиции. Оттуда учёные отправились в село Усть-Оленёк, в котором когда-то служил Семён Дежнёв, а также нашли своё последнее пристанище полярники Василий Прончищев и его жена Мария. По воспоминаниям Игоря Рубана, он не мог пройти мимо их могилы и писал её целый день.
Фото предоставлено РГМАА
Когда художник писал природу, остальные участники экспедиции над ним подшучивали, что этим картинам на «большой земле» никто не поверит. В сознании большинства обывателей Заполярье представлялось чем-то тусклым и безжизненно-серым. На самом же деле перед Рубаном открывались яркие и цветные пейзажи:
«Осень тронула тайгу золотом, и она желтеет над разноцветными обрывами. Обрывистые берега бесконечно разнообразны по форме и окраске, сочетая в себе серые и красные, лиловые и коричневые пласты камня. Эта яркость красок смиряется лишь на рассвете, ранним утром, когда все покрывается белесоватым пухом инея.»
Изображение предоставлено РГМАА
Кстати, во время своих поездок по Арктике Игорь Рубан исходя из своих наблюдений пришёл к выводам, что «расцветка тундры каждого района Заполярья имеет свою гамму красочных сочетаний и это находит отражение в вышивках и орнаментике народов Севера».

Во время долгих пеших переходов Рубан научился рисовать общие планы на ходу. Делать это приходилось карандашами. Со временем художник приноровился делать цветные пейзажные рисунки за несколько минут. Маслом получалось писать только во время ночёвок. Еще одна грань художественного искусства, которую пришлось осваивать Игорю Рубану – рисование на морозе. Главной трудностью было не дохнуть случайно на бумагу, так как она сразу покрывалась тонким слоем льда.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
А знаете ли вы, что Игорь Рубан привязывал к карандашу электролампочку, чтобы работать ночью?
Осознанный выбор
После возвращения из первой экспедиции у Игоря Рубана скопилось множество впечатлений и образов, которые он обязательно хотел запечатлеть на холсте или бумаге. По его словам, наиболее сильно он ощущал потребность написать картину об исследователях Северного морского пути Прончищевых. В Москве художник начал собирать о них все доступные материалы и придумывать композицию картины.

В 1946 была организована высокоширотная экспедиция на ледоколе «Северный полюс» по Чукотскому морю. В составе участников была предусмотрена должность художника. Рубан занял её не раздумывая, – ему были нужны новые полярные этюды и материалы к будущей картине.

Эта экспедиция преподнесла художнику новые трудности. Так основную часть времени приходилось проводить на палубе ледокола, Игорю Рубану пришлось научиться писать во время морской качки.
Изображение предоставлено РГМАА
«Приноровить свою кисть к болтанке с креном в сорок пять и более градусов не так-то легко: изловчишься, положишь на холст нужный мазок, и теперь только надо вовремя оторвать кисть от картины, но тут тебя самого стремительно бросает на нее, она же в свою очередь кидается тебе навстречу, а через мгновение, точно живая, увертывается уже от пишущей руки».
Писал Рубан.
Во время этой экспедиции художник обморозил руки и у него началось воспаление, но он всё равно продолжал рисовать, закрепляя кисть в бинтах повязки.

Проведя несколько месяцев в Ледовитом океане, пробиваясь сквозь льды и снимая зимовщиков с островной полярной станции, Рубан переосмыслил концепцию свой картины о Прончищеве и по возвращению из экспедиции прекратил работу над первым её эскизом. Он показался художнику пустым и поверхностным, поэтому Рубан начал писать картину заново. За новыми впечатлениями и материалами для создания картины художник поехал в Мурманск и был настолько очарован Кольским полуостровом, что целых два года посвятил работе на Баренцевом и Белом морях. Он писал морские пейзажи и рыбаков даже после того, как закончил работу над картиной о Прончищевых. Там же столкнулся с ещё одной проблемой, которая подстерегает художников в Арктике – летом приходилось работать в окружении туч мошек и комаров.
«Комары и гнус облепляют вас сплошным слоем, со стонущим жужжаньем вьется над головой черно-серый столб этих проклятущих насекомых. Работать в таких условиях трудно, так как через пятнадцать-двадцать минут мазки свежей краски на этюде становятся совершенно черными от слоя налипшей мошкары».
Вспоминает Рубан.
Изображение предоставлено РГМАА
Во время Арктических экспедиций художник себя не жалел – работал в любых условиях и старался рисовать как можно больше. По воспоминаниям руководителя дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-17» Юрия Константинова, художник писал этюды и делал зарисовки с утра до вечера, а ночью привязывал к карандашу электролампочку, чтобы можно было работать в темноте. Так как краски на морозе невозможно было разводить водой, то Рубан разводил их авиационным керосином. При этом для экономии места натягивал на подрамник сразу несколько холстов или писал на обеих сторонах. Созданию работ на арктическую тематику художник посвятил более сорока лет, написав настоящую художественную летопись освоения Арктики и Антарктики. Работы Игоря Рубана хранятся в крупнейших музеях страны – в Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, Российском государственном музее Арктики и Антарктики и многих других. Есть его работы и в художественном музее в Тикси, который художник основал сам.
Автор: Максим Упиров, эксперт ПОРА
ГЕРОИ